|
Обрабатывающая промышленность внесла свою - пусть скромную -лепту в рост занятости в США: многие фабрики возобновили производство товаров, изготовление которых было вынесено в страны с дешевой рабочей силой, в первую очередь в Китай.
Президент США Барак Обама в феврале посетил завод Master Lock в городе Милуоки. Он приветствовал стремление компании создавать рабочие места в Америке, закрывая позиции в Китае. Однако благодаря усилиям Master Lock работу в штате Висконсин нашли всего 100 человек. Otis Elevator переведет часть производства из Мексики в Южную Каролину, создав приблизительно 360 рабочих мест. Caterpillar, General Electric и Ford Motor трудоустроили таким образом несколько тысяч соотечественников. Все перечисленные выше случаи свидетельствуют о том, что обрабатывающая промышленность начинает обеспечивать американцев работой, как в прошлом. В период 1998-2010 гг. число занятых в отрасли сократилось на 35%, однако затем вновь выросло - на 4,3%, или 489 000 человек, до 11,9 млн. Рост в основном обусловлен восстановлением экономики, а не выводом производства из развивающихся стран. И все же, по прогнозу исследовательской компании IHS Global Insight, в 2012 г. число американцев, занятых в обрабатывающей отрасли, увеличится на 3,2%, в то время как во всей экономике - только на 1,6%. «Мы повысили нашу конкурентоспособность», - сказал Дениэль Мекстрот, ведущий экономист исследовательской группы «Союз промышленников за производительность и инновации», базирующейся в Арлингтоне, штат Вирджиния. Гарри Мозер, президент некоммерческой организации Reshoring Initiative, которая выступает за возвращение рабочих мест из-за рубежа, сообщил, что за последние пять лет американские предприниматели перевели в США как минимум 25 000 рабочих мест. Это «капля в море» безработицы, но, по мнению Мозера, дальше будет больше: компании подсчитают издержки за границей и осознают, что выгоднее производить товары на родине. Как считают эксперты, решение вернуть производство в США зависит от целого ряда факторов - регулирования, курса валют и государственных субсидий. Некоторые виды товаров, например, обувь и одежду продолжат изготавливать за пределами Америки. Профессор Массачусетского технологического института Дэвид Симчи-Леви опросил в январе-феврале 105 американских компаний: 39% заявили о своем желании перевести отдельные подразделения обратно в Соединенные Штаты. Причина кроется в том, что зарплаты в азиатских странах в последнее время выросли, сократив разрыв с зарплатами американских рабочих. Снижение курса доллара на протяжении десятилетия позволило повысить конкурентоспособность американских товаров. А рост цен на нефть увеличил стоимость транспортировки товаров через океан. Тем не менее Китай вместе с другими азиатскими странами способны составить достойную конкуренцию США. Они наладили цепочки поставок, приобрели необходимый опыт и теперь производят даже такую высокотехнологическую продукцию, как смартфоны. Полностью отказаться от производства в Азии не представляется возможным, тем более в США наметилась нехватка квалифицированных рабочих в отраслях, крайне важных для обрабатывающей промышленности - например, в инжиниринге и управлении компьютеризованной техникой. Корпоративные налоги в США выше, чем в большинстве индустриальных стран. «Не сказать, что наметился исход производства из Китая в США», - сказал Мекстрот из Manufacturers Alliance. Скорее, американские компании тщательно взвешивают все «за» и «против», решая, где им вести производство - на родине или за рубежом. Азия больше не предлагает дешевых вариантов. Международные компании продолжают наращивать производственные мощности в Азии, чтобы удовлетворить быстро растущий спрос в азиатском регионе. Но все больше компаний задумывается над тем, стоит ли производить товары в Азии, чтобы продавать их в Северной Америке, отметил Симчи-Леви. Новая модель организации производства учитывает региональный фактор: товары должны изготавливаться там, где их покупают. Скорее всего, на родину вернется производство тяжелых или громоздких товаров (например, промышленного оборудования), перевозка которых бьет по карману американских предпринимателей, а также дорогих вещей, спрос на которых колеблется, следуя моде. Кроме того, американские компании могут перенести в США производство продуктов питания и товаров для ухода за младенцами, чтобы отслеживать цепочку поставок. Перевела Анна Разинцева
| |