|
Александр Калягин отмечает юбилей. Народному артисту РСФСР, художественному руководителю театра Et cetera, председателю Союза театральных деятелей России исполняется 70 лет.
Впрочем, о возрасте Александр Александрович предпочитает не думать - в уже графике нон-стоп, ставшим для него привычным, готовится к предстоящим гастролям и премьерам.
Как, если не с иронией, говорит Александр Калягин, воспринимать повышенное внимание прессы в канун юбилея, ведь из-за бесконечных интервью - по 3-4 в день - отвлекаться приходится от действительно важных дел.
Впереди - гастроли в Израиле, репетиции новой постановки Роберта Стуруа «Ничего себе местечко для кормления собак...», а он шутит, снова отвечает на вопрос, который сам называет риторическим - «Как одновременно руководить театром Et cetera, играть в шести спектаклях и быть председателем Союза театральных деятелей?»
«Как в старом анекдоте, когда внук спросил дедушку - а когда ты спишь, ты бороду кладешь под одеяло или над - и он потерял сон, думал - куда положить, - рассказывает народный артист РСФСР, председатель Союза театральных деятелей России, художественный руководитель театра Et Cetera Александр Калягин. - Так что надо не задумываться - и то, и другое, и третье. Пока есть здоровье, пока жизнь помогает как-то работать, работаешь».
Его история могла бы стать сценарием фильма. Он решил, что будет актером, в пять лет, когда в пионерском лагере, спрятавшись под столом в комнате вожатых, увидел на экране маленького человека в котелке. Это был Чарли Чаплин. Кумиру из далекой Америки Александр Калягин даже хотел написать письмо. Но не решился. Зато уже в 13 по переписке познакомился с другим своим любимым актером - Аркадием Райкиным.
«В послании, с грамматическими ошибками спросил - "Как вы всего достигли?" И не поверил, когда через две недели получил ответ, - вспоминает Александр Калягин. - Он мне ответил и на двух страницах печатным текстом, прислал фотографию. Я изумился - вот чему: он со мной говорил как со взрослым человеком и писал об этом - что такое труд, что такое талант, это все он объяснял».
Впрочем, актером Калягин мог и не стать. На семейном совете постановили: нужно получить «нормальную профессию». В Щукинское училище он поступил после училища медицинского. Там, рассказывает, научился главному - терпению и выдержке.
Не побоялся сыграть Ленина во мхатовской постановке Олега Ефремова «Так победим», хотя недоброжелатели говорили: навсегда останется «носителем правды». Ради роли у Михалкова в «Неоконченной пьесе для механического пианино» целый месяц сидел на гречке и сбросил 20 килограммов. За самоотдачу и точный расчет - как у настоящего медика - он всегда получал вознаграждение. Где бы ни работал Калягин - «На Таганке», в «Современнике», во МХАТе или на съемочной площадке, ему всегда везло со сценариями и режиссерами.
«Эфрос хотел со мной репетировать Гамлета, - продолжает Александр Калягин. - Ну, о чем можно еще мечтать? Или я у Стуруа сыграл Шейлока и Просперо. О чем можно мечтать? И Дон Кихота у Морфуа».
В кино он дебютировал в 1967 году, но свои звездные роли сыграл позже. После премьеры в 75-м году экстравагантную и трогательную, почти чаплиновскую тетушку Чарли цитировали чуть ли не на каждой советской кухне. Поверить, что Калягин в платье и шляпке - не женщина, было невозможно. Однажды в перерывах между съемками к актеру даже подошёл мужчина - пытался завоевать благосклонность Донны Розы.
«Все, когда видели друг друга в "Здравствуйте, я ваша тетя", начинали смеяться, - вспоминает народный артист СССР Армен Джигарханян. - Калягин был самый смешливый, он такой».
Александр Александрович говорит, что не любит загадывать и строить планов. Все больше рассказывает о результатах - открыл аналитический центр в Союзе театральных деятелей, курирует творческие лаборатории для молодых актеров и режиссеров, помогает найти финансирование для региональных театров. И не скрывает: всегда торопится сделать больше, чем, кажется, может. Что такое жизнь по-калягински в 70 лет, спрашивает он. И отвечает - словами из все той же «Здравствуйте, я ваша тетя».
| |