|
Каждая пятая продаваемая в России подержанная машина - залоговая. Мошенники, сбывая такие авто, пользуются тем, что в стране нет единой базы кредитного транспорта. Сейчас в Минфине готовится законопроект, который позволит проследить историю предстоящей покупки. Пока же для того, чтобы узнать, не является ли машина залоговой, нужно обойти все банки, выдающие автокредиты.
Денис Попов копил деньги на микроавтобус, а купил кота в мешке. При этом машина была исправная, все документы в порядке, но когда он стал получать номера, оказалось, что его покупка ему не принадлежит. «Приехал в ГИБДД сверку номеров делать, меня позвали в другое окно и сказали, что машина под арестом находится», - рассказывает Денис Попов.
Арест наложил суд по заявлению банка, в котором первый владелец машины брал автокредит. Вовремя его не вернул. Банк потребовал машину обратно. При этом по закону, не важно, кому она на тот момент принадлежала. «Когда пришли судебные приставы, они сказали что каждая пятая машина такая, и от этого никто не застрахован», - продолжает Денис Попов.
Семейный бизнес - маршрутные перевозки - Денису пришлось оставить. Машину спрятал в деревне и обратился к адвокату. Разбирательство шло полтора года. В итоге суд вынес беспрецедентное решение - арест с машины снять. Автовладельца спас неграмотно составленный кредитный договор. Адвокату удалось доказать, что машина не перешла в залог. Этот случай - исключение. Как правило, владельцы заложенных в банках машин в конечном итоге их теряют.
«К сожалению, законодательство остается не в пользу залоговых машин. Правда, у нас есть противоречивая практика. Арбитражные суды полагают, что надо учитывать права добропорядочных приобретателей и не обращают взыскание на заложенные автомобили. Суды общей юрисдикции, и это подтверждает позиция Верховного суда, это делают», - говорит адвокат Алексей Чебунин.
Мошенники берут кредит под залог машины. Если банк оставляет паспорт транспортного средства у себя, они пишут заявление в ГИБДД о потере документов. Им выдают дубликат ПТС, с которым они идут на рынок. Пока банк подаст в суд за невыплату долга, машина может поменять несколько владельцев - и именно последнему приходится ее возвращать. Мошенники пользуются тем, что узнать, заложен автомобиль в каком-либо банке или нет, невозможно. Единой базы в России нет.
«Тема давняя, лет пять назад поднимали ее представители банков и ГИБДД, но до сих пор решение не было принято. Здесь нужен толчок на законодательном уровне со стороны государства, это должно быть обязательно», - говорит начальник отдела управления розничными кредитными рисками ЮниКредит Банка Рустам Идрисов.
Минфин уже подготовил законопроект «О регистрации залога». Предполагается, что все банки будут обязаны в течение трех дней сообщать в бюро кредитных историй о каждом заложенном автомобиле. Некоторые агентства, не дожидаясь этого закона, готовы открыть свои базы данных за определенную плату. Информация поступает в режиме онлайн.
«Любое заинтересованное лицо может получить информацию о том, находится интересующий его автомобиль в залоге или нет, для этого достаточно ввести vin-код автомобиля», - рассказывает гендиректор агентства кредитных историй Александр Викулин.
В базе этого бюро кредитных историй есть информация только о половине заложенных в России автомобилей. Чтобы быть уверенным в покупке на все 100%, нужно отправить запросы в остальные бюро. Или обойти все банки, которые выдают автокредиты.
Чтобы не стать жертвой мошенников, советуют юристы, нужно соблюдать некоторые меры предосторожности. При покупке подержанных автомобилей нужно требовать у продавца справку из банка, что кредит за нее погашен, и не связываться с теми, кто продает машины по дубликату ПТС.
«Машина продается свежая, с небольшим пробегом и приобретённая не так давно. Если машина новая покупается, и это добропорядочный среднестатистический автовладелец, он на полгода ее не покупает - год, два, три, до окончания срока гарантии на новой машине, как правило, ездят. Естественно, что, если машины продают быстро, срочно да ещё по низкой цене, это должно насторожить, по крайней мере, вопросы задать необходимо», - считает адвокат Антон Лелявский.
Как правило, такие машины продаются по доверенности. Настоящий владелец машины может быть прописан где-нибудь очень далеко, и найти его потом, чтобы потребовать деньги обратно, будет трудно. Пострадавший от аферы может потребовать возмещения убытков только от того, кто продал ему уже заложенный автомобиль. Только перспективы найти его весьма туманны, и даже если это произойдет, как правило, такие машины оказываются оформлены на тех, у кого взять нечего.
| |