|
МОСКВА, 25 мая. Эксперты «Центра развития» НИУ Высшей школы экономики (ВШЭ) считают, что по ряду показателей Россия готова к возможной новой волне кризиса хуже, чем в 2008 году.
Как отмечают экономисты, «за последние две недели заметно ухудшилась внешняя конъюнктура и ситуация на мировых финансовых рынках». «Политический кризис в Греции поставил вопрос о ее присутствии в зоне евро, а последовавшее за этим снижение агентством Moody’s рейтинга 16 испанских банков привело к снижению фондовых индексов по всему миру. При этом, как обычно, развивающиеся рынки отреагировали сильнее, чем развитые. С начала мая американский фондовый индекс S&P 500 снизился на 7%. На столько же процентов снизилась капитализация акций стран, входящих в зону евро. Снижение сводного индекса для развивающихся стран (MSCI EM) составило 11%, (российский) индекс РТС снизился на 18%. Свой вклад в снижение РТС внесло ослабление курса рубля, последовавшее за снижением цен на нефть до уровней 2011 года», - говорится в исследовании «Центра развития» НИУ ВШЭ.
Центробанк РФ оценил масштабы оттока капитала в апреле 2012 года в $7 млрд, и в мае этот процесс продолжился. «В этой ситуации более чем странно выглядел дежурный оптимизм главы ЦБ РФ Сергея Игнатьева, выступавшего (16 мая - ред.) на "правительственном часе" в Госдуме, где он заявил о том, что Россия лучше готова к кризису, чем четыре года назад, а также о том, что не считает нужным проводить политику, направленную на ослабление рубля», - констатируют в НИУ ВШЭ.
По словам директора «Центра развития» Натальи Акиндиновов, «вот уже больше года Банк России уверяет всех, что он придерживается режима плавающего курса рубля». «Но в таком случае курс рубля должен реагировать на объективные изменения конъюнктуры (изменение цен на нефть или динамику оттока капитала), "не оглядываясь" на мнение руководства Банка России. По сути дела заявление Игнатьева о нецелесообразности ослабления рубля является признанием того, что рубль не является свободным. Хотя, чего же тут удивительного? Впрочем, и тезис Игнатьева о лучшей готовности России к возможному кризису тоже не является безукоризненным. Да, ситуация с внешним долгом заметно лучше, чем перед кризисом 2008 года. Да, текущий рост банковского кредитования опирается, главным образом, на финансирование со стороны Центрального банка, а не на рост депозитов или внешних заимствований, и значит, угрозы резкого снижения пассивов для банковской системы нет. Но вот зависимость российской экономики от цен на нефть за прошедшие четыре года только усилилась. В наибольшей степени это касается бюджета», - предупреждает эксперт.
Как указывает Акиндинова, «увеличение доли нефтегазовых доходов и рост бюджетных обязательств привели к тому, что значение нефтегазового дефицита устойчиво держится на уровне около 10% ВВП и с учетом принятых обязательств не может быть сокращено в ближайшие годы». «Имеющийся объем Резервного фонда не позволит продержаться год даже при очень умеренном снижении цен на нефть до 80 долларов за баррель, а исполнение всех принятых обязательств федерального бюджета возможно лишь при ежегодном росте цен на нефть на 8-9 долларов за баррель. Зависимость экономики от внешней конъюнктуры усугубляется увеличением вклада выплат из бюджета в формирование доходов населения и, соответственно, потребительского спроса. А разгон темпов роста кредитования населения выше отметки 40% (за последние 12 месяцев) заставляет задуматься о новом перегреве как минимум потребительского оптимизма», - подчеркивает директор «Центра развития».
Она констатирует, что «как и в последние месяцы перед кризисом 2008 года, существенно замедлились темпы роста промышленности». «Правда, поскольку динамика спроса в 2010-2011 годы была достаточно вялой, избытка запасов, спровоцировавшего обвал промышленности четыре года назад, сейчас нет. Важным признаком текущей ситуации, осознаваемым не только инвесторами, но и другими экономическими агентами, является растущее несоответствие между декларируемыми целями правительства и его реальными действиями и реальными возможностями. Для того чтобы реализовать грандиозные замыслы, нужны не менее грандиозные средства. Однако этих средств нет в бюджете. Чтобы привлечь их в экономике, необходимо улучшение инвестиционного климата. Однако сигналы инвесторам подаются совершенно противоположные. В результате масштабы оттока капитала за последний год стали сопоставимы с масштабами оттока капитала в самые кризисные кварталы 2008-2009 годы и вдвое превысили приток, наблюдавшийся четыре года назад», - напоминают экономисты «Центра развития».
| |