|
В этом учебном году в России общеобразовательные школы смогут принимать детей с ограниченными возможностями здоровья. В новых образовательных стандартах появилось понятие «инклюзивное образование». Это означает, что учиться в обычных школах смогут все дети, независимо от состояния здоровья. Для учащихся с инвалидностью будет создаваться «безбарьерная среда». Насколько нижегородские школы готовы включиться в инклюзивное образование?
С этого учебного года в новых образовательных стандартах появилось понятие «инклюзивное образование». Это означает, что учиться в любых общеобразовательных школах смогут все дети, независимо от состояния здоровья. Корреспондент программы «Вести - Приволжье» узнала, готовы ли нижегородские школы включиться в инклюзивное образование. В детском саду №365 логопед занимается с малышами по специальной методике, воздействуя на все органы чувств. В одной группе - дети с разными нарушениями здоровья. Кира Кривошеева, учитель-логопед МС(К)ОУ начальная школа, детский сад VI вида №365: «Ребятки смотрят друг на друга, учатся друг от друга. Здесь им оказываются разные виды помощи, в зависимости от нарушений». В этот детский садик (здесь же начальная школа) принимают по психолого-медико-педагогическому заключению. С детьми работают врачи, логопеды, психологи, дефектологи. Но наряду с индивидуальными, для ребят обязательны совместные занятия. 4-летний Ильяс здесь впервые начал говорить после того, как его сверстник Егор постоянно пытался с ним общаться в игре. Ирина Максимова, заместитель директора по научно-методической работе МС(К)ОУ начальная школа, детский сад VI вида №365: «Дети с инвалидностью быстрее социализируются на фоне здоровых сверстников, которым это тоже не мешает. Рядом с тобой человек не такой, как ты, но ты его уважаешь и принимаешь таким, какой он есть». Детский сад №365 стал одним из первых учреждений в Нижнем Новгороде, где заговорили об инклюзивном образовании. В Европе опыт совместного обучения детей, независимо от состояния здоровья, появился чуть раньше. Волонтер из Италии Анжела Демуро помогает воспитателям садика заниматься с малышами. Анжела Демуро, волонтер (Италия): «У нас в школе дети всегда вместе, поэтому тоже привыкают к тому, что есть разница, но в большинстве случаев всегда хорошо относятся». Нижегородским пионером инклюзивного образования стала средняя общеобразовательная школа №97. 7 лет назад на средства городской казны здесь установили пандусы и скаты из кабинетов, расширили дверные проемы. С тех пор ежегодно чуть больше половины учащихся - дети с ослабленным здоровьем, а до 12% - с разными степенями инвалидности. Правда, вспоминает директор Татьяна Регалова, все ребята сразу это приняли, в отличие от учителей и родителей здоровых детей. Татьяна Регалова, директор МОУ СОШ №97: «Общество социально не готово к этому. Определенные занятия по толерантности с родителями, учителями создали такие условия в школе, что детей-инвалидов мы просто не выделяем. Они участвуют в олимпиадах, конкурсах, праздниках, как и все дети, могут пошалить». В Нижегородской области насчитывается порядка 70 образовательных учреждений, где создана «безбарьерная среда». Пока это лишь меньше 5% от всех школ. Однако уже скоро еще 10 школ смогут создать такие же условия. Владимир Раченко, главный специалист отдела дошкольного общего образования Министерства образования Нижегородской области: «Эта система позволяет говорить о том, что на сегодня заметна положительная динамика, начиная с 2009 года. 891 ребенок был включен в единый образовательный процесс. На сегодня у нас таких детишек - 1361». Даже если на всю школу придется один малыш с нарушениями, его обязаны принять. Правда, если там нет необходимых условий и возможности их создать, ребенка готовы возить в ближайшую оснащенную школу. Ведь если на пути к образованию удалось преодолеть социальные барьеры, географические уже - не помеха.
| |