|
Несмотря на то, что престиж балетного «Оскара» - премии Benois de la Danse за последнее время несколько упал, она продолжает оставаться одной из самых авторитетных в области танцевального искусства. Уже 20-ая по счету церемония вручения высших балетных призов прошла на исторической сцене Большого театра, а вопросы остались всё те же.
Так же как и всегда, по условиям конкурса члены жюри (они же за редким исключением руководители балетных компаний) наделены самыми широкими полномочиями - сначала выступают в роли экспертов и вносят в список номинантов своих подопечных, а потом сами же за них голосуют.
В юбилейный год все обошлось более или менее благополучно. Среди номинантов вполне котируемые в балетном мире имена: красавец Мэттью Голдинг, премьер Национального балета Нидерландов, был эффектен в па-де-де из балета «Лебединое озеро», которое посвятили скончавшемуся 4 месяца назад многолетнему руководителю этой труппы, крупному европейскому хореографу Руди Ван Данцигу; серебряный призер последнего московского международного конкурса кореец Ли Дон Хун и его партнерша Ким Чжи Ён прилично показались в "Жизели"... В шорт-лист попали и звезды Парижской оперы Летисия Пюжоль и Матиас Эйман. Совсем неудивительно, что последний в итоге стал лауреатом в номинации «Танцовщик». Такой исход дела был предсказуем заранее - в жюри находились сразу две экс-этуали легендарного театра.
По причине травмы победитель в концерте участия не принимал, и фрагмент из "Ручья" (балета, за партию из которого и номинировался Эйман) танцевали другие артисты Гранд Опера. Тем не менее, и Шарлин Жизанданнер, и Янник Биттанкур показались такими же формальными и маловыразительными, как и исполняемая ими хореография. Хотя именно за неё в номинацию «Хореограф» попал создатель этого спектакля Жан-Гийом Бар. По этой позиции победителем объявили американского хореографа Лара Любовича, но его опус из балета «Луг», открывший концертную программу произвел ещё более унылое и безрадостное впечатление.
По номинации «Композиторы» приз вручали второй раз за всю 20-летнюю историю «Бенуа». Легендарного «экс-битла» Пола Маккартни впервые обратившегося к этому жанру (он написал музыку к балету «Океанское царство» для «Нью-Йорк Сити балета») благополучно прокатили. Досталась же статуэтка другой знаменитости - автор «Шербурских зонтиков» Мишель Лёгран, специально приехал в Москву для её получения.
Спектакль Джона Ноймайера «Лилиом», для которого Лёгран и сочинил музыку, вообще стал абсолютным лидером по количеству призов. За роли исполненные в нем «Бенуа-2012» были присуждены приме Английского Королевского балета Алине Кожокару (это уже вторая статуэтка «Бенуа» на её счету) и премьеру Гамбургского балета Карстену Юнгу. Наполненный атмосферой встреч и расставаний, какой-то детской непосредственностью в восприятии мира дуэт из этого спектакля стал, пожалуй, самым запомнившимся из номеров включенных в программу «Благотворительного гала-концерта номинантов приза 2012». Танцовщики труппы Ноймайера Карстен Юнг и Элен Буше (Кожокару на церемонию приехать не смогла) оказались главными героями и второго, ставшего уже традиционным для Фестиваля Бенуа, вечера. Истаивающие, замедленные движения дуэта из 6-й части Третьей симфонии Малера, включенной в гала-концерт «Звезды Бенуа - юбилею приза», казалось, возносили тела этих артистов за границы материального мира в какие-то духовные сферы.
Как и в первый день, преимущество современной хореографии было очевидно. Приманками здесь стали заранее объявленные премьеры: в "Отдаленных криках" на музыку Альбинони хореограф Эдвард Льянг демонстрировал уникальные данные звезды Большого Светланы Захаровой; Стефан Делатр для своего номера «Капли дождя в её тёмных глазах» использовал артистичность и обаяние французской звезды Мари-Аньес Жило. Два этих в целом довольно «смотрибельных» номера, не шли ни в какое сравнение с экстравагантной пьесой Жан-Кристофа Майо «Опус 40», в котором популярная у нас солистка Балета Монте-Карло Бернис Коппьетерс откликалась каждой клеточкой своего существа на льющееся из динамиков гурлыкающее гортанное пение. Китайский танцовщик Ван Ди был не менее великолепен. С помощью одной только пластики, не сходя с одного места, этот артист также способен передавать самые разнообразные чувства. Эффектную точку 20-го Бенуа скульптурная в каждой позе Ульяна Лопаткина поставила классическими «Бриллиантами» Баланчина.
| |