|
Россия находится всего на 46-м месте из 55 по стоимости бензина, но в середине рейтинга по «болезненности» цен на АЗС; россиянин тратит на бензин 9,1% дневного дохода, индиец - 135%, житель Саудовской Аравии - 1,1%
Дороговизна бензина - одна из универсальных жалоб во всем мире, наряду с плохой погодой, решили эксперты агентства Bloomberg и составили рейтинг стран по стоимости галлона бензина (3,785 л). Но сама по себе номинальная цена на заправке слабо отражает реальную стоимость топлива для автолюителей. Ведь высокая цена может не так сильно бить по кошельку жителя богатой страны, как формально низкая цена - по рядовым гражданам в стране с бедным населением. А есть еще богатые нефтью страны Персидского залива, где и доходы высокие, и заправка топливного бака стоит копейки... Поэтому помимо формального рейтинга, где 55 стран ранжируются по стоимости галлона бензина, Bloomberg составило рейтинг «болезненности» цен на бензин. Он рассчитывается по доле от среднего дневного заработка в стране, которую надо потратить на покупку одного галлона. Источники: Bloomberg Rankings, Europe's Energy Portal, Associates for International Research, МВФ, Всемирный банк, ОЭСР, ЦРУ. Цены на премиальный сорт бензина взяты со 2 по 11 апреля. Не включались страны с доходом на душу населения менее $4 в день и ряд других стран, по которым данные были недоступны. Обзор рейтинга сразу позволяет выявить ряд закономерностей. Самый дорогой бензин - в странах Северной Европы (Скандинавия, Нидерланды), однако высокие цены на заправке не бьют по карманам жителей, потому что их доходы высоки и на покупку галлона бензина уходит лишь несколько процентов дневного заработка. Самый дорогой бензин в Норвегии - $9,69 за галлон. Ситуация необычная, отмечает Bloomberg: Норвегия - единственная крупная нефтедобывающая страна с дорогим бензином. Объясняется это тем, что она не субсидирует цены на заправках, а пускает нефтедоллары на оплату услуг - например, обеспечение бесплатного высшего образования или модернизацию инфраструктуры. Норвежцы, средний дневной доход которых составляет $270, платят за галлон всего 3,6% от него (48-е место в рейтинге болезненности бензиновых цен). Не слишком больно бьют цены на бензин и по карману датчан (2-е место с $9,37): они тратят на галлон 5,3% своего дневного заработка, который составляет $178 (42-е место в рейтинге болезненности цен). Голландцы же (3-е место с $9,35), хоть и платят больше, 6,5% от дохода в $144 (№37 по болезненности), не слишком страдают от этого, потому что, в основном, передвигаются на велосипедах. Это страна с наибольшим количеством велосипедов на душу населения в мире. Третье место по цене галлона с Нидерландами делит Италия, и тут ситуация уже существенно хуже. На бензин уходит 9,1% заработка в $103, из-за этого страна занимает 29-ю строчку в рейтинге болезненности. Из-за экономического кризиса и необходимости сократить гигантский госдолг налоги на бензин за последний год были повышены на 24%, что стало шоком для многих жителей страны, занимающей одно из лидирующих мест в мире по числу автомобилей на душу населения. В I квартале этого года продажи машин упали более чем на 20% по сравнению с тем же периодом 2011 г. Жителям другой охваченной кризисом страны, Греции (5-е место с $9,23), приходится гораздо тяжелее, чем итальянцам. Они отдают за галлон бензина 12% от дохода в $75 (23-я позиция в рейтинге болезненности). Цены на бензин в Греции выше, чем в среднем в Евросоюзе. Средний россиянин находится в таком же положении, что и итальянцы. Наша страна делит с Италией 29-е место в рейтинге болезненности цен на бензин, хотя его номинальная цена почти в три раза ниже - всего $3,71 (46-е место по уровню цен). Однако при среднем дневном доходе в $41 россиянину приходится отдавать за галлон 9,1%. В результате страна, находясь в конце списка по номинальной стоимости бензина, попадает практически в самую середину рейтинга болезненности; по этому показателю мы на среднем уровне в мире. В пересчете на литры стоимость бензина получается чуть менее $1. По данным аналитического центра «Кортес», цена премиального 95-го бензина составила за неделю со 2 по 6 апреля 28,4 руб./литр (курс ЦБ 6 апреля был 29,43 руб/$). Многие российские водители тратят на заправку автомобиля меньше, чем показывают расчеты Bloomberg, потому что заливают более дешевый 92-й бензин, который в то же время стоил 26,44 руб. Правда, в последние недели цены на бензин выросли. Руководитель Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев даже попросил правительство не допустить роста розничной цены 95-го выше уровня в 30 руб. в Московском регионе. Практически рядом с Россией по рейтингу цены расположились США: $4,19 и 44-е место. Но при доходе в $134 средний американец отдает за галлон бензина 3,1%, попадая в конец рейтинга болезненности - на 50-е место. В исторической перспективе водители платят еще не так много. Если сегодня цена нефти составляет около $100 за баррель, то в январе 1981 г., когда цены взлетели из-за резкого сокращения поставок из Ирана, где победила исламская революция, она составляла $213 в сегодняшних долларах (при пересчете с учетом роста реального располагаемого дохода в США). В 2010 г. правительство США потратило $4,2 млрд на субсидирование добычи нефти и потребления нефтепродуктов. В США налоги составляют лишь 11% в стоимости бензина, тогда как в Великобритании - 60% (9-е место с $8,84 по цене, 34-е место по болезненности с 7,8% от дохода в $113). Соседи России по региону (страны Балтии и Восточной Европы) платят существенно больше россиян не только в абсолютном, но и в относительном выражении. Так, в Латвии, Литве, Эстонии и Польше цены составляют $7,01-7,26, а в рейтинге болезненности они занимают 9-е, 12-е, 20-е и 15-е места соответственно. У коллег по странам БРИК ситуация гораздо тяжелее. В Китае бензин дороже, чем в России ($5,31, 41-е место), но в рейтинге болезненности он занимает 4-е место, несмотря на то, что в целях сдерживания инфляции правительство регулирует розничные цены на бензин и дизельное топливо. На покупку галлона китайский водитель тратит 34% своего дневного дохода в $16. Тем не менее, автомобильный рынок в стране стремительно растет. По подсчетам властей, он увеличится с 80 млн автомобилей в 2011 г. до 260 млн в 2020 г., достигнув нынешнего уровня в США. Бразильцы тратят на бензин 18% заработка, составляющего $36. А вот Индия занимает 1-е место по рейтингу болезненности: хотя госсубсидии на энергоресурсы составляют 10% годового бюджета страны, при цене галлона $6,06 (37-е место) средний индиец за один день не может заработать денег на его покупку. Доход составляет всего $4,5, на бензин уйдет 135% от него. Однако Индия импортирует нефть, а вот Нигерия сама ее добывает. Это крупнейшая нефтедобывающая страна в Африке. Все доходы, полученные от нефтяной индустрии в прошлом году ($8 млрд) пошли, по данным ЦБ Нигерии, на субсидирование цен на бензин. Это опустошило казну, к тому же создает все условия для процветания коррупции. Закончившееся в апреле парламентское расследование выяснило, что с 2009 г. незаконно было уплачено $7 млрд компаниям, импортирующим бензин. В январе страну охватила всеобщая забастовка после того, как правительство было вынуждено отменить субсидии и цены на бензин выросли вдвое. Власти были вынуждены согласиться на ограничение роста цен. Нигерия занимает 2-е место в рейтинге болезненности: хотя цена галлона всего $2,33 (50-е место), водитель отдает за него 53% своего заработка в $4,37. Диаметрально противоположная ситуация в богатых нефтью странах Персидского залива. Они занимают последние места в обоих рейтингах - и по цене, и по доле заработка, идущей на оплату бензина. Так, Саудовская Аравия, которая недавно обошла Россию и стала крупнейшей в мире по объемам добычи нефти, находится на 54-м месте по цене ($0,61) и на 52-м - по болезненности: житель страны, в среднем, тратит на галлон бензина 1,1% своего дневного дохода, составляющего $55. Полностью исследование Bloomberg см. здесь
| |