На первый взгляд это самый обыкновенный двухэтажный жилой дом в Котельническом переулке. Если не знать, то и поверить невозможно, что и двери, и окна в нем ненастоящие. А за кирпичной кладкой двухэтажки скрывается железный купол высотой в девять метров и толщиной в шесть...
Первый рассекреченный бункер
Как показали испытания, самое уязвимое место противоатомного бункера - это вход. Именно поэтому спецобъект и конструировали так, чтобы в него не могла проникнуть ни одна радиоактивная пылинка. Чтобы ему, помимо радиации, не были страшны ни ударная волна, ни световое излучение.
Для тех же целей служат и специальные двери, весом в две тонны каждая. Да и находится бункер под землей на глубине 65 метров, а это - высота дома в восемнадцать этажей.
В годы холодной войны к Третьей мировой Советский Союз готовился основательно. Противоатомных бункеров на территории бывшего СССР тогда понастроили около тысячи. Последний начали было сооружать в Крыму в 1989 году, да так и забросили, не доделав до конца.
А этот, что находится в Москве, на Таганке,"Бункер-42" - единственный, который рассекретили и превратили в Музей холодной войны.
«Бункер под номером 42 был выставлен на открытый аукцион и выкуплен у Росимущества частной компанией "Новик-Сервис" за 65 миллионов рублей в 2006 году. После чего началась реставрация этого некогда спецобъекта», - рассказывает экскурсовод Музея холодной войны Алексей Александров.
Спецобъектом бункер пробыл сорок лет, его начали строить еще при жизни Сталина, в 1951 году, а сдали под ключ уже после смерти вождя, в 1956 году.
Люди думали, что здесь находится туалет для военных
Первое, что поражает пришедших в музей посетителей - насколько качественно бункер был закамуфлирован.
Действительно, никому и в голову не могло прийти, что под основанием обычной двухэтажки на площади семь тысяч метров находится командный пункт управления дальней авиацией.
«Ну, догадаться было просто невозможно. Вот даже взять окна. Их и купол - оголовок бункера - разделяет не больше метра. Ровно столько, чтобы можно было протиснуться, передвинуть или полить фикус на подоконнике, задернуть или раздвинуть занавески. В общем, делалось все, чтобы создать иллюзию настоящей жизни в доме. Здесь каждый вечер зажигали свет, а по утрам его выключали», - говорит Алексей Александров.
Спецобъект работал в круглосуточном режиме. Ежедневно за рабочую смену его обслуживали 600 человек: телеграфисты, телефонисты, радисты, шифровальщики.
За один раз впустить и выпустить из здания столько людей не представлялось возможным. Поэтому людей в военной форме запускали в дом по три человека через определенный промежуток времени. Таким же образом бункер покидали и те, кто уже отработал свою смену. Живущие в Котельническом переулке были уверены, что люди, входящие в здание, просто посещают туалет. Самим же военным на вопросы очень любопытных приказали отвечать: здесь находится отраслевая библиотека.
Запасов продовольствия в бункере хватило бы на месяц автономного существования
Временно прикомандированных к спецобъекту специалистов доставляли на рабочее место с завязанными глазами. Вообще же в бункер можно было попасть через секретные тоннели. Один, например, проложен между станциями метро «Курская» и «Таганская», второй связан с «Таганской - кольцевой». А сами тоннели ведут к четырем цилиндровым блокам, у каждого из которых было свое функциональное назначение.
«В блоке номер четыре работало командование. В соседнем первом - телефонисты, телеграфисты, шифровальщики, радисты и другие специалисты. Во втором блоке находилась аппаратура дальней связи, а в третьем - все, что требовалось для жизнеобеспечения спецобъекта», - поясняет Алексей Александров.
Здесь были собственные дизель-генераторы, система вентиляции и даже две артезианские скважины. А запасов продовольствия в бункере хватило бы на месяц автономного существования.
Обо всем этом и рассказывают экскурсантам сотрудники музея. Впрочем, не только рассказывают, но и показывают.
«Холодный сюжет», или Музейная пыль
В кинозале экскурсионным группам демонстрируют документальный фильм «Холодный сюжет». Он про годы противостояния между СССР и США, про гонку вооружений, международную напряженность. На экране сменяют друг друга узнаваемые кадры кинохроники: ядерный взрыв в Хиросиме и Нагасаки, Черчилль, выступающий в Фултоне, Курчатов, Семипалатинский полигон, ракеты средней дальности...
Кстати, имитация запуска ракеты с ядерной боеголовкой в ответ на удар американцев - одна из обязательных составляющих экскурсии.
Бункер строили на века, да так, чтобы ни одна радиоактивная пылинка не могла в него проникнуть. И хотя пыль здесь все же встречается, она совершенно безопасна, потому что это - музейная пыль.
Автор: Елена Косова.