|
В проекте «Дневники Евгения Ловчева», в котором наш обозреватель рассказывает о чемпионатах Европы разных лет, настала пора российской футбольной истории, которая началась с эпохи безвременья - первый турнир в 90‑х команда играла без флага и гимна, представляя Содружество Независимых Государств...
Тренерские поколения - как волны. Старосоветское - Михаил Якушин, Борис Аркадьев, Виктор Маслов - к 80‑м сошло со сцены, новое советское - Валерий Лобановский, Константин Бесков, Герман Зонин, Никита Симонян - к тому времени уже попробовало себя в сборной. Очевидно, что после неудачи на ЧМ-90, где советская команда не смогла выйти в плей-офф, настало время не просто перемен, а смены эпох. Требовалась новая фигура, которая к тому времени себя хорошо проявила бы, дала результат. Анатолий Бышовец выиграл Олимпиаду-88, память об этой победе к 90‑му году была еще свежа. Выбор вполне логично пал именно на Бышовца. Он стал готовить команду к отбору на Евро-92.
Становление Бышовца как тренера я наблюдал своими глазами. Когда я играл уже в "Динамо", как-то встретил Анатолия на базе команды - он завершил карьеру и тренировал молодежь. Вот какой состоялся диалог. - Готов возглавить команду мастеров? - спрашиваю. - Нет, мне надо пройти все этапы - детский футбол, юношеский, молодежный... Он начал в ДЮСШ киевского «Динамо», потом возглавил юношескую сборную спортобщества «Динамо» - ее-то и готовил на базе в Новогорске, когда мы встретились. В какой-то момент у Бышовца возник конфликт с Лобановским - спор шел о подготовке резерва, и один, менее опытный, тренер никак не хотел уступать мэтру... Надо сказать, что в отличие от славной плеяды киевлян поколения 70-80‑х годов Бышовец никогда не играл в командах Лобановского (он работал под руководством «Деда» Маслова), и логично, что имел отличный от него взгляд на футбол. Но Лобановский был сильнее, и, естественно, через какое-то время строптивого оппонента в Киеве не оказалось, он переехал в Москву, где потихонечку дорос до тренера олимпийской сборной.
Начинала отбор к Евро-92 еще сборная СССР, а на сам турнир поехала уже командой Содружества Независимых Государств. Не было ни флага, ни гимна... То время, которое поначалу оценивалось исключительно с позитивных позиций, перемены, перестройка - обернулось настоящей катастрофой, когда все оказалось развалено. Уже в 90‑м году из чемпионата ушли грузины - тбилисское «Динамо» и "Гурия" из Ланчхути, после первого тура отказался вильнюсский «Жальгирис». Вдумайтесь в цифры и поймете, какой турнир был потерян: в чемпионате СССР-91 (последнем в истории) играло лишь шесть российских клубов, остальные представляли Украину, Армению, Узбекистан, Белоруссию и Таджикистан. Естественно, прекратила свое существование и сборная Советского Союза. И целому ряду игроков пришлось делать выбор, за какую сборную выступать...
К началу 90‑х, впрочем, в национальной команде уже были легионеры - словечко это применительно к футболистам, выступающим за рубежом, стало использоваться именно в ту пору. Белорус Алейников играл в Италии и продолжал выступать за СНГ, как и украинцы Михайличенко («Сампдория» и "Глазго Рейнджерс"), Кузнецов («Глазго Рейнджерс»), - это была еще старая плеяда футболистов сборной СССР. Вместе с тем Бышовец привлек и большую группу молодежи - Юрана, Канчельскиса, Колыванова, Онопко, Чернышова... Ситуация немного напоминала ту, в которой оказался Никита Симонян в 77‑м, - прежнее поколение сходило, а новому требовалось время... Другое дело, что Бышовец со многими из ребят работал в олимпийской сборной, и совсем уж с листа начинать не пришлось... Отборочный этап команда прошла уверенно, заняла первое место - это при том, что в группе попались итальянцы, которые очень прилично провели домашний ЧМ-90. Обе встречи с Италией сборная СССР завершила вничью, но наша команда вполне могла и выиграть тот поединок. Чтобы понимали, кому пришлось противостоять, я приведу состав Италии: Дзенга, Феррара, Мальдини, Криппа, Верховод, Барези, Лентини (Ломбардо, 59), де Наполи, Виалли, Джанини (Манчини, 69), Риццители. Это самая что ни на есть звездная команда!
О том, что на Евро поехала сборная СНГ, а не СССР, я уже рассказывал. Но это не последний случай, когда в дело вмешалась политика. В Югославии началась гражданская война, футбольные власти тянули до последнего, и в итоге на турнир поехали датчане, занявшие в отборочной группе второе - после Югославии - место... Югославов было очень жалко, потому что команда была самобытная. Какие имена: Просинечки, Панчев, Ярни, Бобан, Шукер... Чуть позже многие из этих ребят «выстрелят», но в составе разных сборных расколовшейся страны. И можно только представлять силу той сборной Югославии, играй она на Евро...
Очень часто историю победы датчан на том Евро нам преподносят чуть ли не как торжество пофигизма в футболе - мол, можно и, приехав с пляжа, не тренируясь, не просто показать хороший результат, но даже выиграть. Категорически с этим не согласен. Во-первых, как мне думается, все же датчане не совсем и с пляжей приехали - не могла эта команда не обращать внимания на то, оставят югославов в финальном турнире или нет. И второй очень важный момент, на который внимания особенно не обращают. Почему-то многие ставили датчан совсем низко в европейской табели о рангах. Между тем посмотрим в историю - в 84‑м на Евро эта команда проиграла лишь в полуфинале, в 86‑м на ЧМ вышла в плей-офф, а в 88‑м была участницей Евро... В Дании всегда были хорошие футболисты, крепкая сборная. Так что успех не случаен.
Евро-92 стал последним, в котором участвовало лишь 8 команд, - в дальнейшем состав участников заметно расширят. А тогда это была самая элита европейского футбольного общества. Не могу сказать, что турнир получился очень зрелищным, скорее он показал, что в европейском футболе появляется новое поколение футбольных звезд: Бергкамп, Хенрик Ларссон, Ридле, Бролин, Папен, Хесслер...
Для СНГ турнир сложился трагически. Команда в первых двух турах дважды сыграла вничью - с действующими чемпионами Европы голландцами и мира немцами, причем немцев могла и победить. Но в самом конце игры маленький полузащитник Хесслер, ставший звездой того турнира, забил гол со штрафного... И интрига в последнем туре группы была проста - в случае победы над Шотландией, которая к моменту встречи с нами потеряла мотивацию, наша команда выходила в полуфинал. Сборной СНГ очень сильно не повезло: обидный гол в начале (после удара шотландца мяч попал в штангу, затем в спину вратаря Харина и отлетел в ворота), потом последовал еще один, а в конце матча - и третий. Всю игру наши ребята штурмовали ворота соперника, но голы получали только в свои... В итоге - 0:3, и вылет из турнира.
Молодым читателям довольно трудно понять устои коммунистического общества. Советским гражданам говорили, что к 80‑му году наступит коммунизм и деньги станут не нужны. Этому верили, но наступил 80‑й, 85‑й, а коммунизма все не было, а роль денег лишь возрастала... Так вот, философия футбольной жизни Бышовца существенно отличалась от той, что проповедовалась в обществе. Профессионал должен получать большие деньги, иметь хороший договор с клубом и сборной. Вспоминаю знаменитую фразу одного из футболистов «Локо» - так много, как при Бышовце, мы не получали никогда. Хорошо ли это? На мой взгляд, такое поведение в принципе соответствует профессиональному футболу, модели поведения, в нем принятой. Почему у нас считают, что когда футболист получает мало - это ничего страшного, а когда он получает хорошо - это нонсенс?
| |