|
«Моцарт и Сальери» возвращаются в афишу московского театра «Геликон-Опера». Это уже третье обращение театра к произведению Римского-Корсакова.
Вся постановка «Моцарт и Сальери: Реквием» как будто вне времени - без осовременивания, но и без исторической дотошности.
«Можно удариться во все, что угодно, не только в карикатурность. Этим наш спектакль выгодно отличается от других. Не зацикливались на конкретном портретном сходстве Моцарта и Сальери», - рассказывает певец Василий Ефимов.
Музыка Моцарта конца XVIII века, пьеса Пушкина середины XIX, опера Римского-Корсакова в преддверии XX - три символа эпох, ставшие классикой. Режиссер перед началом работы несколько недель просматривал спектакли и фильмы на этот сюжет. Цитат из некоторых - например, из фильма Милоша Формана - избежать оказалось невозможно.
«Цитировать - это очень опасно, но от мыслей никуда не денешься», - говорит режиссёр-постановщик Илья Ильин.
И все же столкновение гения и злодейства - вечная тема. Сегодня Моцарты и Сальери тоже конфликтуют, но в других профессиях. Театр «Геликон-опера» брался за оперу уже дважды, когда-то была камерная постановка в Москве, потом - выездная в Вене. Из двух попыток сложился полноценный и новаторский спектакль. Его вторая часть - «Реквием» Моцарта целиком, а не фрагментом, как у Римского-Корсакова.
После появления маленькой трагедии Пушкина, мнение о виновности Сальери восторжествовало. Он плохой, он завистник. Хотя русский поэт, как и композитор Римский-Корсаков, этого не утверждал.
| |