|
Компания SpaceX празднует очередное этапное событие в своей недлинной, но уже очень насыщенной биографии: космический корабль Dragon, запущенный 22 мая на орбиту, состыковался с МКС.
Молодая, амбициозная команда, возглавляемая Элоном Маском, в прошлом одним из крупных деятелей американской IT-индустрии, доказала, что можно менее чем за 10 лет создать космическую транспортную систему и успешно запустить ее в эксплуатацию.
Двухсерийная стыковка
«Дракон» гонялся за МКС двое суток: его создатели проверяли, насколько созданный ими корабль готов к движению вокруг станции. SpaceX все делает обстоятельно: изначально это вообще должен был быть не один полет, а два. В первом планировалось поманеврировать возле МКС, и лишь во втором - собственно стыковаться.
Однако долгая подготовка полета скомкала этот стройный график, и обе программы решили совместить. Совмещение прошло не без накладок, но в целом можно сказать на ура.
Схема стыковки выглядела так: «Дракон» должен был поэтапно подойди к МКС на дистанцию около 10 метров, после чего его должны были захватить 17-метровым манипулятором Canаdarm (он же SRMS - Shuttle Remote Manipulator System), подтащить к станции и собственно состыковать. Наибольшие опасения вызывала именно первая часть процедуры.
Получилось все не с первого раза. По планам захват корабля должен был произойти в 16.07 по Москве, однако работа оборудования, контролирующего взаимное расположение станции и корабля, вызывала нарекания: шли рассогласования параметров. Как выяснилось в процессе разбирательств, вышла путаница с захватом реперных отражателей на корпусе «Дракона».
В итоге захват перенесли на 17.10, а потом на 18.40. В процессе выяснилось, что все нормально, и состыковаться можно было и раньше.
В результате в 17.56 захват удался, и в 20.02 «Дракон» причалил к модулю Harmony.
Рейсовая баржа для МКС
После прекращения эксплуатации «шаттлов» НАСА оказалось в положении обладателя чемодана без ручки. Американский сегмент МКС - вот он, наверху, работает, а возить к нему грузы и людей, в сущности, нечем.
Отказ от «шаттлов», впрочем, был плановым, хотя и случился несколько раньше, чем предполагалось изначально: катастрофа «Колумбии» в 2003 году ускорила процесс вывода «челноков» на пенсию. Именно в рамках этого планового вывода и появилась система Falcon 9/Dragon. Ничего общего с «шаттлом» - огромным орбитальным самолетом, обладающим аэродинамикой планирующего кирпича, - у детища Элона Маска нет. В принципе, сейчас все дизайны многоразовых орбитальных систем выглядят более-менее одинаково, и «Дракон» не исключение.
Никаких ажурных футуристических конструкций, никаких «космопланов»: крепкое неказистое «ведро» на 6-8 человек, с мощным экраном теплоизоляции на одном из торцов (вперед которым и ныряют в атмосферу, возвращаясь домой). Увеличенный советский «Союз», только без спускаемого аппарата - возвращается целиком. Плоско, банально, порой даже некрасиво - зато надежно и функционально.
Для рейсовой орбитальной «маршрутки» - то, что надо. И 520 кг припасов для МКС, размещенных на борту «Дракона», - это только начало.
На данный момент по насовской программе COTS (Commercial Orbital Transportation Services) компания SpaceX обязуется провести к МКС минимум 12 рейсов, перевезя не менее 20 тонн грузов.
Пусть летает сто «Драконов» и «Лебеди»
Все яйца в одну корзину НАСА не кладет. По той же самой программе COTS контракт на 8 полетов к МКС уже получили конкуренты SpaceX - компания Orbital Sciences. У них своя техника: ракета-носитель Antares (бывший Taurus II) и корабль Cygnus («Лебедь»). Ни то, ни другое еще пока, правда, не летало, но руководство компании клянется до конца 2012 года провести испытания.
Формально НАСА не отказалось и от идеи создать-таки перспективный долгострой Orion - многоразовый космический корабль, который должен был разрабатываться по программе Constellation на замену «шаттлам» вместе с носителем Ares. Но программа не заладилась, а после очередного колебания «генеральной линии партии» и вовсе была подвешена в воздухе.
Не исключено, что «Орионы» когда-нибудь все-таки взлетят. Хотя более вероятно, что их используют как основу для проектирования более крупных и тяжелых кораблей для полетов на Луну, полностью сдав низкоорбитальные полеты к МКС и обратно конкурирующим между собой частным операторам. Если МКС вообще будет существовать еще хотя бы через 10 лет - а то в Штатах, основном инвесторе проекта, массово вызревает скепсис в отношении международной орбитальной коммуналки.
Перезагрузка первопроходчества
Но первое, что поражает в истории SpaceX - это заряженность команды на результат. После успешного запуска 22 мая изнервничавшиеся спецы Элона Маска сигали аж до потолка, аплодируя и обнимаясь как дети. Интересный сложился коллектив: целеустремленный, обстоятельный и попросту ни черта не боящийся.
Маленькая иллюстрация к последнему тезису: в декабре 2010 года в очередной раз отложился первый старт ракеты Falcon 9. Сроки летели, а на ракете выявлялись недостаток за недостатком. Дошло до смешного: на ниобиевой насадке сопла одного из двигателей второй ступени появились микротрещины, которые потенциально были способны стать концентраторами напряжений и привести к разрушению работающих двигателей. Как их пропустили на контроле качества - непонятно.
Трещины располагались с краю сопла. В принципе, совершенно логичным было бы демонтировать двигатель и сменить насадку. Но это опять означало бы сорвать сроки. Команда Маска сделала совершенно ошеломительный ход: просто срезала край насадки обычными ножницами по металлу. Наглость - второе счастье: ракета ушла со старта абсолютно успешно.
Авантюризм? Мальчишество? Но ведь с таким же настроем работало и первое поколение американских ракетчиков и специалистов НАСА - в частности, команды Вернера фон Брауна, создавшей к концу 1960-х венец американского космического успеха: систему «Сатурн»/"Аполлон", успешно достигшую Луны.
В таком циклическом эксплуатировании «горящих глаз» видится грамотная рука управленцев. Выбить что-то из забронзовевших гигантов авиакосмической промышленности, сделавших себе имя на «Аполлоне» и «шаттлах», уже малореально. К примеру, та же программа Constellation в основе своей должна была стать кормушкой для Lockheed Martin (разработка корабля «Орион») и Boeing вкупе с бывшим оборонным подразделением концерна Honeywell - Alliant Techsystems (ракеты Ares).
В последние 30 лет синонимом «кипящей» инновационной среды стали компании Кремниевой долины. Атмосфера внутри нормально управляемых IT-стартапов содержит все искомые особенности технологического прорыва: запредельная мотивация, среда свободного творчества, плотные горизонтальные связи (еще не нарушенные аппаратными иерархиями), культура поиска нестандартных решений. В этом смысле приход в авиаракетостроение менеджеров, выросших в секторе «новой экономики» (таких как Элон Маск), более чем знаменателен. Хорошая инновационная политика использует не «головных разработчиков по теме с 195... года», а лучшее, что есть в человеческом капитале страны.
Константин Богданов, обозреватель РИА Новости
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
| |