|
В Москве вручили Новую Пушкинскую премию. В этом году ее получили российский поэт Владимир Салимoн и украинский прозаик Ада Самарка. Имена лауреатов определил совет во главе с Андреем Битовым. Его тоже поздравляли, но по другому поводу - классику российской прозы исполнилось 75.
Весь в делах, Андрей Битов, не выпускает из рук мобильный телефон. «На связи» он с друзьями-литераторами - теми, кто еще не успел приехать на вручение восьмой Новой Пушкинской премии. Поддерживать связь - и есть его задача как председателя ежегодной церемонии, говорит писатель: между массовым читателем и талантливыми современными авторами, чьи книги пока не стали бестселлерами, но имеют на это все шансы.
«Критика на них обратит внимание, потом можно будет вывести на обложку, и так далее - это очень дурное влияние рынка, потому что никто не умеет раскрыть книгу и очень мало кто своим собственным мнением оценить текст. Надо уважать читателя и предлагать ему ту продукцию, на которой можно научиться читать», - говорит Битов.
Он сам немного похож на типичного деревенского поэта. Но первым за дипломом лауреата Пушкинской премии хранитель усадьбы Пирогово в «Ясной поляне» и бывший морской пехотинец Геннадий Опарин на сцену выходит не из-за виртуозного владения ямбом и хореем, а за «Музейный подвиг». Чтобы увековечить память «Хаджи-Мурата» Льва Толстого, он пошел на настоящее геройство. Из Дагестана, привез камень весом 37 тонн - мимо него много раз проезжал сам Хаджи-Мурат и имам Шамиль. На мемориале сделали надпись на русском и арабском: памятник посвящен всем воинам, погибшим на Кавказе.
«Камень оказался слишком тяжелым, машины ломались. Потом мы с него перфораторами сбили восемь с лишним тонн, после чего все-таки мы смогли его привезти», - говорит он.
Ада Самарка на типичную писательницу не похожа. Длинноногая брюнетка, дизайнер и в прошлом модель, она признается, что писать начала от скуки - лежала с дочкой в больнице и читала сказки. Тогда же подумала - почему бы не рассказать те же истории, только языком делового, образованного человека. Так ее Колобок попал во времена НЭПа и эпохи Возрождения, а сама автор получила приз за «Новаторское развитие отечественных культурных традиций» и 200 тысяч рублей.
«Когда получаешь такую новость, нужно прыгать до потолка, а я села, задумалась и поняла, какая колоссальная ответственность лежит на мне сейчас», - говорит она.
За то, что стал поэтом, лауреат первой премии «За совокупный вклад в отечественную культуру» Владимир Салимон благодарит Бальмонта. В детстве маленькому Вове рассказывали - на литератора как две капли воды похож его дед. Пробовать перо Салимон стал еще в 13, но первый сборник стихов выпустил в 30 лет, за это время успев поработать и школьным учителем, и в московском лесничестве. Сейчас он автор 15 сборников, а критики о нем говорят, как о последователе позднего Пушкина и Фета, созерцателе, который во всем видит глубокий подтекст. Его последний сборник так и называется - «За лицевою стороной пейзажа».
«Это просто мои стихи - такие настроения, как у нас у всех бывают. Это дневник моей жизни», - поясняет поэт.
А вот то, что скрыто за большой дубовой дверью, председатель совета Новой Пушкинской премии Андрей Битов узнает сразу после окончания церемонии. Его юбилей еще не наступил, но друзья уже заготовили теплые слова и подарки.
Первый, от кого Андрей Битов получил поздравления с 75-пятилетием - фотограф Юрий Рост. Кроме снимков, собранных им за 25 лет, на выставке - и уникальные экспонаты. Например, обычный хрен, больше похожий на лапу с когтями. Его нашли друзья писателя на даче и поместили в специальный раствор.
Впрочем, главным своим подарком Андрей Битов считает то, что при его участии премия со столетней историей еще жива. В разные годы ее лауреатами становились Антон Чехов и Иван Бунин, Фазиль Искандер и Виктор Астафьев. С 2005 года номинантов отбирает совет учредителей премии. Правильный выбор ими сделан или нет, говорит Андрей Битов - решать, конечно, читателю.
| |