|
Политолог Сергей Караганов предложил перенести столицу России во Владивосток, чтобы сделать страну частью «поднимающегося мира» и отмежеваться от стареющей Европы. По мнению ведущего CNN, предложение вряд ли будет принято, однако оно отражает экономические проблемы, стоящие перед президентом Путиным.
А теперь перейдем к рубрике «What in the World?». Мое внимание на этой неделе привлекло одно смелое предложение. Один из ведущих университетских преподавателей Москвы заявляет, что России следует построить новую столицу - очень далеко от Москвы, в 4 тысячах миль от нее, если быть точнее. Во Владивостоке. Почему?
Автор идеи - Сергей Караганов из московской Высшей школы экономики - написал в государственной газете, что столица на Дальнем Востоке сделает Россию частью того, что он назвал «поднимающимся миром», приблизит ее к динамичным экономикам Азии и отдалит от стареющей Европы.
В истории уже есть прецеденты переноса столиц. В 1911 году Британская Индия перенесла столицу из прибрежной Калькутты в более центрально расположенный Дели, создав Нью-Дели.
В 20-е годы 20 века турецкие националисты перенесли столицу из Стамбула в Анкару, создав импульс для стремительного роста в центральной Турции. Уже ближе к нашему времени Бразилия перенесла столицу из Рио-де-Жанейро в Бразилиа, в центральную часть страны, а Казахстан - из Алма-Аты в Астану, чтобы быть ближе к России.
Вряд ли президент Путин захочет последовать примеру. Но будет неплохо, если он задумается над тем, что за этим стоит. Москве срочно нужны реформы. Россия на самом деле не является процветающей рыночной экономикой. Это клептократия, где много нефти, а почти всё остальное в стране, включая некогда хваленую армию, находится в плачевном состоянии.
Путин часто приводит цифры, чтобы показать, что он руководил экономическим подъемом. Доход среднего россиянина за последнее десятилетие вырос более чем в семь раз - с 2 до 14 тысяч долларов в год. Тем не менее эта статистика не раскрывает всю историю.
Экономический рост в России был неравномерным. В Москве 78 миллиардеров - больше, чем в любом другом городе мира. На долю этих миллиардеров, наряду с остальными в других городах страны, приходится 20 процентов российского ВВП, что намного выше, чем в любой другой стране. Это оставляет в российской экономике мало места для предприятий и еще 141 миллиона жителей страны.
Вторая проблема заключается в том, что судьба Москвы годами была связана с ценами на нефть. Взгляните на эту таблицу, где очень ясно видна взаимосвязь. Здесь показано, что стоимость российских акций росла и снижалась синхронно с ценами на нефть.
По данным Reuters, России сейчас нужно продавать нефть по 117 долларов за баррель, только чтобы сбалансировать свой бюджет. Еще в 2008 году эта цена составляла 50 долларов, а в начале первого президентского срока Путина - 27 долларов. Вот это раздутый госбюджет!
Стремительно растущие расходы Москвы отчасти являются результатом путинской щедрости - политики, направленной на задабривание электората и удержание власти.
Повышение цен на сырую нефть позволило Путину поддерживать систему взяточничества, но сейчас, когда экономический рост в мире замедлился, он уже не может рассчитывать, что такой расклад останется до конца его пребывания на посту президента.
Вместо этого ему придется реформировать экономику. Для развития частным компаниям необходима свобода и уверенность. Например, в России есть только один основной банк. Народу необходима финансовая система, которой он мог бы доверять. В коррупционном рейтинге от Transparency International Россия занимает 143 место.
Путин, надо отдать ему должное, эти проблемы признаёт. Вскоре после своего переизбрания он заговорил о повышении рейтинга России по условиям ведения бизнеса по версии Всемирного банка - со 120-ой строчки в мире до места в двадцатке лидеров. Он также поставил цель увеличить инвестиции с 20 до 27 процентов ВВП.
Но если это в некотором роде звучит знакомо, то это потому, что точно такие же цели он ставил во время своего первого президентского срока, но не сумел их достичь. На этот раз ему предстоит не только наладить экономику. Ему придется также иметь дело с оппозиционном движением, которое все выше поднимает голову. На этой неделе Кремль принимал новое правительство, в котором, впрочем, осталось немало прежних лиц. Если же президент Путин продолжит вести прежнюю политику, его проблемы, возможно, только начинаются.
| |