|
Театральная программа «Черешневого леса» завершилась премьерой Театра Олега Табакова «Год, когда я не родился» по пьесе Виктора Розова «Гнездо глухаря»
В спектакле Константина Богомолова сыграли двое Табаковых - основатель театра и его сын Павел.
Чем дальше уходит прошлое, тем милее оно становится - таков закон обратной перспективы памяти. Вот и 60-70-е годы мы уже воспринимаем не как унылый «совок», а как старые добрые времена. Но режиссер Константин Богомолов к умилению склонен в самую последнюю очередь. Эпоха застоя - его больная тема: он ставит Вампилова, Довлатова, и даже геров тургеневских «Отцов и детей» или шекспировского «Лира» поселяет на номенклатурных дачах. Постановщик не устает сводить счеты с не существующей больше страной и одновременно напоминает, какой крепкой пуповиной мы с нею связаны.
Спектакль по пьесе Розова «Гнездо глухаря» - пожалуй, самое точное и внятное высказывание режиссера на эту тему. Вместе с художником Ларисой Ломакиной он тщательно восстановил на сцене обстановку богатой советской квартиры, где проживает крупный чиновник Степан Судаков (Олег Табаков) со своим семейством - женой (Наталья Тенякова), сыном Провом (эту роль вполне достойно исполнил юный сын Табакова Павел) и дочерью Искрой (Дарья Мороз), которые доставляют ему немало хлопот. Сын-старшеклассник, которого отец прочит в МГИМО, заводит знакомство с дочерью продавщицы из ларька. А дочь делает второй аборт по настоянию мужа - карьериста Егора (Александр Голубев), который за ее спиной крутит роман с дочкой начальника. Отсюда и название спектакля - «Год, когда я не родился».
Все играют очень точно и собранно. Олег Павлович обходится без своих штампов вальяжного барина, Дарья Мороз суха и лаконична, как женщина, похоронившая себя заживо, а Александр Голубев - настоящий советский Молчалин. На их фоне особенно яркой получилась эпизодическая роль Розы Хайруллиной - той самой продавщицы, которая врывается в чинную гостиную Судаковых как огненный вихрь.
Но эту историческую реконструкцию Константин Богомолов соединяет с современными технологиями - за всем происходящим на сцене и за сценой постоянно следят камеры. Мы подглядываем за героями в самые интимные моменты их жизни, как за подопытными насекомыми, и в то же время понимаем, что квартира работающего с иностранцами Судакова и в самом деле могла быть напичкана «жучками». Вперемешку с живым видео на экране крутят фрагменты из старых телепередач. Кого то, возможно, шокирует сцена, где на фоне документальных кадров Парада Победы (действие происходит как раз 9 мая) девушка в школьной форме исполняет стриптиз. Но именно этого режиссер и добивается. Мы извратили нашу историю, забыли о ее страшных жертвах, упиваясь собственным благополучием, настаивает он. И поэтому к власти сегодня пришли те самые Егоры, которые стали подниматься из грязи в князи в 60-е.
| |