|
Олег Табаков сыграл в новом спектакле своего театра. Пьеса Виктора Розова когда-то с трудом продиралась на сцену, поскольку в ней говорится явно не об отдельных недостатках советской власти. Что в ней хорошего сегодня, задумался обозреватель «Вестей ФМ» Григорий Заславский.
Виктор Розов из тех драматургов, которым по-настоящему повезло. Его пьесой «Вечно живые» открылся театр «Современник», потом по той же пьесе Калатозов снял картину «Летят журавли». В литературу, в историю театра и кино прочно вошло уже понятие «розовские мальчики» - одного такого сыграл Табаков в картине «Шумный день», где его герой рубил шашкой мебель. В пьесе Розова «Гнездо глухаря» герой Табакова к мебели относится иначе, собственно говоря, почему бы не предположить, что это тот же самый мальчик повзрослел и вот теперь смотрит на жизнь иначе? Ну, с некоторой натяжкой, поскольку герой Табакова в «Гнезде глухаря» застал войну, повоевал, а теперь живет в большой шестикомнатной квартире, вероятно, на ответственной партийной работе.
Той партии давно уж нет, но ответственная партийная работа осталась. Герои Розова, этой его пьесы, так трудно пробивавшейся на советскую сцену, - этакие перерожденцы. В советском театре, в кино разрешалось выносить на люди отдельные недостатки, но так, чтобы беспросветно, - это привычно называли очернительством и с этим боролись, как сегодня борются с теми, кто оскорбляет разные ранимые чувства. При советской власти самым ранимым было партийное чувство, его обижать было нельзя.
Премьера Театра Табакова, которую играют на сцене МХТ, называется «Год, когда я не родился». Название такое потому, в частности, что в пьесе дочь главного героя только что сделала аборт, а тут еще и муж изменяет ей, при этом параллельно делает еще один шаг вверх по партийной лестнице. Спектакль поставил Константин Богомолов, для которого счеты советской властью, иногда кажется, - нечто глубоко личное, точно он, несмотря на в общем молодой его возраст, успел настрадаться в сталинских лагерях, испытать ужасы советской карательной психиатрии и так далее. И здесь, поскольку действие в пьесе разворачивается в День Победы, 9 Мая, на экран выдают кадры Парада Победы, а перед экраном разоблачается этакая великовозрастная пионерка, пионерский галстук в ее руках превращается в игрушку из магазина для взрослых.
Эта сцена, честно говоря, перебивает всего Розова. Пьеса хорошая и актеры заняты хорошие: Табаков, Тенякова, Дарья Мороз. Но может я такой впечатлительный, может, Розов устарел или актеры играли на моем спектакле вполсилы, а больше всего я запомнил девушку, которая снимала школьное платье, оставаясь в одном белье с красным пионерским галстуком наперевес, - на фоне кадров то того, легендарного, то нынешнего парада Победы. А тогда зачем Розов и Табаков с Теняковой?
| |