|
Президент постановил переработать учебные программы колледжей и лицеев, исключив из них традиционные методы обучения и увеличив объем практики и использования ИКТ.
Президент Республики Узбекистан 28 мая подписал постановление «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы подготовки и укомплектования квалифицированными педагогическими кадрами средних специальных, профессиональных образовательных учреждений».
В документе подвергается критике организация учебного процесса в системе среднего специального, профессионального образования и отмечаются недостатки в области подбора руководящих и педагогических кадров.
В этой связи утвержден комплекс мер по кардинальному улучшению системы подбора и укомплектования колледжей и лицеев «профессионально подготовленными современно мыслящими кадрами, владеющими прогрессивными педагогическими и информационно-коммуникационными технологиями», а также «совершенствованию всей системы их подготовки, переподготовки и повышения квалификации с учетом возрастающих современных требований».
В постановлении отмечается, что в стране, в соответствии с Национальной программой по подготовке кадров, создана целостная система подготовки преподавательских кадров с высшим образованием для профессиональных колледжей и академических лицеев.
В настоящее время в 1537 средних специальных, профессиональных учебных заведениях осуществляют подготовку кадров по 214 востребованным направлениям и специальностям 115,8 тысячи педагогических кадров, из которых 90,6% имеют высшее образование, причем более 70% преподавательских кадров - это высококвалифицированные специалисты в возрасте до 40 лет.
Вместе с тем, проверка, проведенная специальными комиссиями, выявила, что в системе подбора руководящих и педагогических кадров профессиональных колледжей и академических лицеев имеют место серьезные недостатки и упущения, в первую очередь связанные с недостаточной их квалификацией и несоответствием предъявляемым требованиям.
Укомплектование профессиональных колледжей преподавателями и мастерами производственного обучения во многом осуществляется формально без учета их соответствующей базовой подготовки, наличия педагогического и практического опыта работы, подчеркивается в постановлении.
В результате в системе среднего специального, профессионального образования не на должном уровне организован учебный процесс, занятия проводятся преимущественно традиционно школьными методами обучения. Слабо внедряются в образовательный процесс современные прогрессивные педагогические и новейшие компьютерные, информационно-коммуникационные технологии, включая интернет, отмечается в документе.
Не уделяется должного внимания укомплектованию профессиональных колледжей квалифицированными специалистами по преподаванию иностранных языков. Не отвечает современным требованиям сложившаяся система переподготовки и повышения квалификации руководящих и педагогических кадров системы среднего специального, профессионального образования.
Требуется укрепление руководящего состава профессиональных колледжей и академических лицеев профессионально подготовленными специалистами, имеющими достаточный опыт педагогической работы, подчеркивается в постановлении.
Глава государства поручил Министерству высшего и среднего специального образования, Центру среднего специального, профессионального образования совместно с Советом Министров Республики Каракалпакстан и хокимиятами областей и города Ташкента принять конкретные меры по устранению выявленных в ходе проверки недостатков в деятельности колледжей и лицеев.
Особое внимание предписано обратить на укомплектование их профессионально подготовленными современно мыслящими кадрами, а также широкое внедрение в образовательный процесс прогрессивных педагогических и информационно-коммуникационных технологий.
Постановлением утвержден обновленный состав Республиканской комиссии по подбору, назначению и аттестации руководящих кадров органов управления системы среднего специального, профессионального образования во главе с премьер-министром Шавкатом Мирзиёевым.
Комиссии поручено в двухмесячный срок критически рассмотреть укомплектованность профессиональных колледжей руководящими кадрами, привлечь к ответственности лиц, не обеспечивших надлежащую организацию работы в этом вопросе, и принять конкретные меры по укреплению руководящего состава колледжей профессионально подготовленными специалистами, имеющими достаточный опыт педагогической работы.
Кабинету Министров также в двухмесячный срок предстоит критически пересмотреть и внести изменения в Положение о порядке проведения аттестации и присвоения квалификационных категорий преподавателям и мастерам производственного обучения средних специальных, профессиональных образовательных учреждений. При этом особое внимание поручено обратить на обязательное владение преподавательским составом практическими навыками пользования компьютерной техникой и информационно-коммуникационными технологиями, в том числе сетью интернет.
Министерству высшего и среднего специального образования и Центру среднего специального, профессионального образования поручено глубоко и всесторонне изучить зарубежный опыт использования в образовательном процессе прогрессивных педагогических методов и технологий (метод «case study», метод проектов, обучение в сотрудничестве, метод «деловая игра», интерактивного обучения и другие), информационно-коммуникационных технологий, электронных образовательных ресурсов и мультимедийных презентаций.
С учетом зарубежного опыта в трехмесячный срок должны быть критически переработаны и утверждены обновленные учебные планы и программы для профессиональных колледжей и академических лицеев. В частности, из них должны быть исключены традиционные школьные методы обучения, а часы по практическим занятиям и производственной практике должны быть увеличены.
Дополнительно в двухмесячный срок должна быть утверждена программа мер по широкому внедрению в образовательный процесс профессиональных колледжей и академических лицеев прогрессивных педагогических информационно-коммуникационных технологий.
Центру среднего специального, профессионального образования поручено организовать при кустовых (базовых) профессиональных колледжах постоянно действующие семинары по овладению преподавательскими кадрами передовыми педагогическими технологиями на основе применения современных информационно-коммуникационных средств. Для проведения этих семинаров будут на штатной основе приглашаться специалисты, владеющие данными технологиями.
Министерству высшего и среднего специального образования поручено установить строгий системный контроль за уровнем и качеством подготовки высшими образовательными учреждениями преподавательских кадров для профессиональных колледжей и академических лицеев, обратив особое внимание, наряду с профессиональной подготовкой выпускников, на овладение ими современными педагогическими и информационно-коммуникационными технологиями, иностранными языками, а также обязательное прохождение педагогической практики в колледжах и лицеях.
Постановлением Президента одобрено предложение Министерства финансов, МВССО и ЦССПО о приравнивании с 1 сентября базовых тарифных ставок по оплате труда мастеров производственного обучения профессиональных колледжей в зависимости от квалификационной категории к базовым тарифным ставкам по оплате труда преподавателей профессиональных колледжей соответствующих квалификационных категорий.
Министерству экономики, Министерству финансов и ЦССПО совместно с заинтересованными ведомствами и хозяйственными объединениями поручено в двухмесячный срок разработать и утвердить нормативы и механизм обеспечения профессиональных колледжей необходимыми для проведения учебно-практических занятий расходными материалами и сырьем.
На Институт повышения квалификации и переподготовки кадров системы среднего специального, профессионального образования при ЦССПО возложена функция головного учреждения по разработке единой нормативно-методической базы и организации учебного процесса по переподготовке и повышению квалификации руководящих и педагогических кадров профессиональных колледжей и академических лицеев.
В течение месяца должна быть принята обновленная структура этого института с учетом современных требований. Кроме того, из государственного бюджета будут выделены ассигнования для капитального ремонта учебного здания института на 450 мест и общежития на 150 мест, с оснащением необходимой мебелью, современным учебным оборудованием и компьютерной техникой.
| |