|
Крылатая богиня победы Ника после реставрации вернется на свое «историческое» место - Триумфальную арку в Москве.
Как сообщили в столичном департаменте культурного наследия, монтаж снятой полтора месяца назад скульптуры Ники в колеснице пройдет в ночь с 30 на 31 мая в 00:30. «Эти работы проводятся в ночное время, поскольку Кутузовский проспект, где установлена Триумфальная арка - режимная трасса, - уточнили в департаменте. - Планируется, что сначала специальные службы поднимут и укрепят колесницу, а затем уже и саму богиню победы. Скульптура весит четыре тонны, а вся композиция с колесницей, но без лошадей - около 20 тонн».
Работы по реставрации Триумфальной арки, начатые в конце февраля 2012 года, проводятся в три этапа: демонтаж пришедших в негодность и аварийных элементов памятника, их реставрация и затем монтаж отреставрированных элементов. Первый этап реставрации завершился в ночь с 15 на 16 марта, когда в присутствии журналистов был произведен демонтаж скульптурной группы, венчающей арку. В последний день мая завершится последний этап работ.
Колесницу и Нику реставрировали в специальных мастерских и на сегодня они полностью восстановлены. Скульптурная композиция уникальна: это одно из первых произведений художественного литья в Европе, выполненное из чугуна, когда все еще делалось вручную. Статуи были установлены на Триумфальную арку еще в 1836 году и сохранились до наших дней в оригинальном виде. Перед реставраторами стояла сложная задача - добиться надежности скульптуры на долгие годы и максимально сберечь подлинность памятника.
Реставраторам пришлось провести и своего рода «работу над ошибками». В шестидесятые годы прошлого века скульптурную композицию уже подвергали реставрации, которую таковой назвать сложно: тогда Нику разрезали и сварили заново. В некоторые швы были вварены куски арматуры - теперь все это восстановлено в чугуне. Также с того времени скульптура сильно пострадала - в частности, произошла коррозия металла, внутри статуи образовались полости. Со всеми этими проблемами специалисты также справились.
Непосредственно на самой арке сейчас ведутся реставрационные работы по металлическим скульптурным элементам, которые не были демонтированы: это скульптуры «Храбрость», «Твердость», «Воины», медальоны-картуши в замковых сводах, горельефы и архитектурно-декоративные элементы. На сегодняшний день около 2000 квадратных метров поверхности памятника расчищено от краски, ржавчины, наслоений. Восстановлены стыковые сварочные швы, произведен большой объем реставрации резного декора: резчиками по камню было отреставрировано около семи тысяч элементов.
Кроме того, произведена расчистка скульптур и декора, в том числе расшивка и зачеканка трещин, сколов; отливка и установка утраченных фрагментов; определено цветовое решение отделки декора и статуй.
В общей сложности в восстановлении Триумфальной арки принимали участие более 200 реставраторов со всей России, а стоимость работ превышает 232 миллиона рублей. 21 июня специалисты планируют завершить все реставрационные работы, на 22 июня намечена приемка арки. Торжественное открытие Триумфальной арки состоится в сентябре 2012 года, оно будет приурочено к юбилейным торжествам, посвященным Дню воинской славы России - Дню Бородинского сражения.
В середине 1814 года к торжественной встрече возвращавшихся из Западной Европы победоносных русских войск у Тверской заставы была сооружена деревянная Триумфальная арка. Памятник быстро ветшал, и через 12 лет было решено заменить деревянное сооружение каменным. Составление проекта поручили архитектору Осипу Бове, который создал яркий образ непокоренной Москвы, восставшей «из пепла и развалин», как говорилось в одной из надписей на арке. Постройка арки растянулась на пять лет - ее открытие состоялось 20 сентября 1834 года.
Спустя век ее разобрали. Решение о восстановлении Триумфальной арки на площади Победы у Поклонной горы было принято по инициативе народного архитектора СССР Ловейко и автора застройки Кутузовского проспекта - архитектора Гельфрейха - в 1966 году. Открытие монумента состоялось 6 ноября 1968 года, напоминает ИТАР-ТАСС.
| |