|
1 июля в России вступают в силу поправки в 171-ФЗ, согласно которым производители натуральных напитков брожения, таких как медовуха, сидр, сбитень (за исключением пива), должны будут получить лицензию.
По мнению ряда экспертов, введение этих поправок может привести к исчезновению с прилавков традиционных русских напитков и уходу с рынка большинства производителей, поскольку в этом сегменте рынка работают преимущественно представители малого и среднего бизнеса. Правда, на смену им могут придти крупные компании.
Обеспокоенные предприниматели, занятые в сфере производства и импорта натуральных напитков брожения, в понедельник, 29-го мая, обратились с письмом (имеется в распоряжении BFM.ru) к премьер-министру Дмитрию Медведеву с просьбой вмешаться в ситуацию.
Участники рынка ссылаются на то, что особенность большинства производств состоит в том, что летом, в период повышенного спроса, предприятия производят квас и другую безалкогольную продукцию, а зимой, когда спрос на нее отсутствует, делают в этих же емкостях медовуху, сидр и сбитень. По этой причине они не смогут получить лицензию, так как не выполнят лицензионные требования об обязательном разделении емкостей для алкогольной и безалкогольной продукции после вступления с 1 июля в силу поправок к федеральному закону.
В письме отмечается, что весной этого года группа депутатов Госдумы во главе с заместителем председателя профильного комитета Виктором Звагельским внесла в закон поправку, исключающую натуральные напитки из нормы о лицензировании. Однако, по словам предпринимателей, Росалкогольрегулирование (РАР) подготовило отрицательный отзыв на законопроект.
Авторы письма ссылаются на заключение президента на этот законопроект о том, что конкретные виды натуральных напитков могут быть включены в перечень пищевой продукции, на которую не распространяется действие ФЗ-171. На момент выхода заключения к натуральным напиткам был отнесен только сидр.
«Причем никаких ограничений по содержанию алкоголя в документе нет, - отмечается в письме, - В то же время РАР в Перечень, поступивший на согласование, включило натуральные напитки, вместе с квасом, только с содержанием алкоголя не больше 1,2%, что противоречит ГОСТу (содержание алкоголя, например, в сидре по действующему законодательству 1,5-6,0%)».
Сотрудник пресс-службы РАР Александр Куликов сообщил BFM.ru, что ведомство действительно подготовило список «исключений», куда войдут различные напитки, в том числе, возможно, и сидр, и медовуха, и сбитень. А что касается отрицательного отзыва на законопроект Звагельского, то, по словам Куликова, в ведомстве ничего об этом не знают.
Между тем, источник, близкий к РАР, подтвердил BFM.ru, что ведомство намерено включить в Перечень напитки лишь с содержанием алкоголя не более 1,2%.
Депутат Виктор Звагельский пояснил BFM.ru, что если в РАР заинтересованы в сохранении отрасли, то в нынешней ситуации необходимо принять подзаконные акты, чтобы ввести переходный срок или особые правила лицензирования. «Производство слабоалкогольных натуральных напитков брожения - это микробизнес в России. Введение правил лицензирования производители таких напитков вряд ли смогут осилить, потому что установка оборудования, счетчиков для такого рода бизнеса не рентабельна», - рассказал Звагельский, отметив, что никакого отзыва на законопроект от РАР еще не поступало. «Его могли отправить только мне как автору. Но его еще нет», - сообщил депутат.
Неравный бой
Генеральный директор компании «Яблочный спас», занимающейся, в частности, производством сидра, Федор Медведев отмечает, что производители подобной продукции поставлены в неравные условия с пивоварами.
«Мы занимаем мизерный процент от рынка, сотые проценты, нам нельзя тягаться с пивом, но пиво почему-то оставляют без лицензирования, а нас лицензируют. Этот вопрос мы неоднократно задавали в различных инстанциях, но нам никто не смог на него ответить. Говорят, что в "перечень исключений" включили напитки с содержанием алкоголя до 1,2 градуса. Но ведь не бывает сидра с таким содержанием алкоголя. Я вообще не видел сидра меньше 2%, а по закону должно быть не меньше 1,5», - рассказал Медведев в беседе с BFM.ru.
По его словам, многие сотрудники предприятия уже собираются писать заявления об уходе. Пока все идет к тому, что производство придется остановить.
«Наш рынок хоть и медленно, но рос. Мы понемногу отвоевывали свою нишу у того же пива. Многие стали отказываться от него и переходить на наш напиток, потому что он более натуральный. А то, что произойдет с введением новых норм... Значит, кому-то это выгодно. Наверное, какой-нибудь гигант придет и все завоюет», - полагает Федор Медведев.
Руководитель Центра разработки национальной алкогольной политики Павел Шапкин согласен, что из-за высокой стоимости лицензии многие производители сидра, медовухи и прочих подобных напитков вынуждены будут свернуть производство. «А потом найдется крупный производитель, который запустит это производство», - уверен Шапкин.
Генеральный директор Центра исследования федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз в беседе с BFM.ru рассказал, что со стороны Росалкогольрегулирования максимальное ужесточение требования к рынку, по идее, выглядит логично. С другой стороны, если оценивать напитки вроде сидра и медовухи как более «прогрессивные» по сравнению водкой, потребление которой в разы выросло за последние 20 лет, то производителям натуральных напитков брожения необходима поддержка.
Однако, по словам Дробиза, никакого заговора со стороны крупных компаний нет: «Здесь просто несоответствие российских целей и задач. У наших чиновников нет понимания социальной ответственности. Они должны понимать: задача - не задушить, а дать развиваться легально».
PepsiCo под градусом
Крупнейшие игроки рынка слабого алкоголя - «Очаково» и «Балтика» - от комментариев на данную тему отказались.
Между тем, производить сбитень, медовуху и сидр в России теперь сможет PepsiCo: международная компания через суд добилась права зарегистрировать новую продукцию под маркой «Русский дар». Пока такое название используется только для кваса. Но в документе Палаты по патентным спорам говорится, что теперь компании разрешено использовать марку «Русский дар» в том числе для медовухи, сбитня и сидра.
И все же пока о конкретных планах в компании предпочитают не говорить. Вице-президент по корпоративным отношениям и связям с органами власти «PepsiCo СНГ» Сергей Глушков рассказал Business FM, что квас «Русский дар» вышел на лидирующую позицию на рынке, поэтому компания зарегистрировала права на остальные виды ферментированных напитков и будет выпускать их под брендом «Русский дар». Но о конкретных планах Сергей Глушков пока «говорить не готов».
| |