|
Бывшая республика бывшей федеративной социалистической Югославии Черногория, а сегодня - независимое государство, в особом представлении не нуждается.
Маленькая страна с полумиллионным населением, растянувшаяся вдоль Адриатического побережья как раз напротив итальянского «сапожка», за последние годы стала известна во всем мире как одна из самых привлекательных для отдыха. Когда-то про нее восхищенно писал еще поэт лорд Байрон, в свое время здесь ступала нога российских царей и православных патриархов, а сегодня жемчужину Ядранского моря облюбовали тысячи туристов со всего мира. Лидируют - россияне.
Впервые российские туристы открыли для себя Черногорию после трагического распада югославской федерации, а затем и мирного развода с Сербией, в составе которой она находилась. Это открытие закончилось тем, что они стали не только приезжать сюда нежиться на пляжах страны и восхищаться одними из лучших в мире «открыточных» пейзажей, византийскими еще городами и сорока сороками православных церквей, но и рассматривать Черногорию в качестве второго дома пребывания. Благо этому способствовали минимальные по российским меркам цены на недвижимость. (Речь идет о времени до 2006 года, когда Черногория приобрела независимость.) Например, в одном из красивейших мест Европы, пригороде города Герцег Нови, за 50 тысяч евро можно было купить двухэтажный «домик» метров в сто пятьдесят, с великолепным адриатическим садом - киви, виноградом, лимонами, мандаринами и прочими цитрусовыми. С главным достоинством - потрясающим видом на заливы Адриатического моря и само это море в шаговой, как говорится, доступности.
Это и была первая волна россиян, заполонивших пляжи, гостиницы (тогда совсем немногочисленные) и рестораны. Наших сограждан не смущало, что нога цивилизации все еще не ступала на эти берега, что грязь и мусор напоминали, скорее, «старый» советский Крым, чем ухоженную Европу, ни то, что местная бюрократия мало чем отличается от родимой. Главным оказалась захватывающая дух красота романтического слияния теплого изумрудного моря и подернутых дымкой гор, общность (даже родство) славянских душ и языков. (У сербов есть такая присказка: «Нас и русских триста миллиона, нас без русских пола камеона». Что в переводе означает: «Нас и русских триста миллионов, нас без русских - полгрузовика»).
Пик популярности бренда «Черногория», продаж здесь жилой собственности, которые стали стремительно расти как по количеству, так и по цене, пришелся на 2006-2007 годы. (Лидировали наши граждане, а также англичане и немцы.) По некоторым неофициальным данным, россиян, после первой волны прилива решивших навсегда осесть в Черногории, насчитывалось 6%. Для маленькой страны с ласточкино гнездо - это немалая цифра. Заметим, что не только так называемые «физические лица» преуспели в Черногории, но и российский бизнес, по словам премьер-министра Владимира Путина, тоже немало посодействовал возрождению страны после кошмара югославского распада. В нее российские олигархи вложили миллионы евро, построив рестораны, виллы, гостиницы, оспаривая в этом первенство с англичанами, немцами и мадьярами. Казалось, еще немного и маленькая Черногория станет, наконец, превращаться из «гадкого утенка» (в смысле неразвитости туристической и курортной инфраструктуры) в шикарное Монте-Карло со всеми вытекающими отсюда для доходов страны и ее граждан последствиями.
Однако кризис, настигший мир в 2008-м, обрушил эти идиллические мечты и местных аборигенов (многие из них превратились в одночасье из бедных в богатые, продав задорого свои дома, которые новые западные и российские собственники принялись с энтузиазмом обустраивать и перестраивать), и черногорских властей. Следует отметить, что смачный гол забили в свои ворота сами черногорские законодатели, приняв на пике продаж совершенно антирыночный закон, запрещающий владеть иностранцам землей. Ну а кому охота покупать, скажем, дом, не имея возможности оформить в свою собственность ни пяди прилегающей к нему земли? Ясно, что на этом практически все операции с недвижимостью остановились. Кризис, накрывший мир, добрался и до Черногории, а данный закон еще больше усугубил его негативное влияние на экономику страны. Позже он был отменен, но поезд, как говорится, ушел.
В прошлом году, как не старались власти страны выглядеть оптимистически, заверяя и своих граждан, и потенциальных инвесторов, что не все так плохо, исход российских туристов был очевиден. Тому, кроме мирового кризиса, ударившего, согласно международной статистике, по карманам россиян сильнее всего, способствовала и сложившаяся в Черногории ситуация в сфере отдыха. Со временем стало очевидно, что инфраструктура растет не так быстро, что грязи на пляжах и вокруг не становится меньше, несмотря на призывы рекламных щитов «Нека буде чисто!» («Пусть будет чисто»!). Оказалось, что цены на гостиничные услуги, в ресторанах и барах, кафе и магазинах стремительно выросли, а некоторые (например, мясо в приморских магазинах) достигли исторического московского максимума. И россияне сделали свой выбор - в пользу Испании, Турции, Египта и Таиланда. Поездки в эти страны с налаженным бытом и туристической инфраструктурой оказались значительно дешевле черногорских. Что в условиях российского кризиса было немаловажным.И вот - сенсационная новость: в этом сезоне, по данным туроператоров, число отдыхающих в Черногории по сравнению с докризисным 2008 годом выросло на 40-45%, то есть, - почти вполовину. Общие объемы продаж турпакетов почти в полтора раза превышают прошлогодний минимум. А по данным Росстата в этом сезоне поток выезжавших в Черногорию увеличился на 58%. Больше всего «понаехало» наших в страну черных гор в июле и августе - традиционно самых здесь теплых.
Этим летом на набережных Черногории можно было услышать также и многие европейские языки. Особенно отличились в этом смысле Будва и Герцег Нови - два самых популярных курорта страны. В старинном Герцег Нови места для отдыха облюбовали норвежцы, шведы, англичане. В этом году их было больше обычного - даже в прохладном сентябре. Так же, как и родственных аборигенам сербов. Однако, как отмечается в местной прессе, в последние годы сербы переменили свои приоритеты, отдавая предпочтение иным заморским курортам из-за роста цен в Черногории. В частности, многие белградцы предпочли Испанию. Но завлечь гостей в Будву помогла, видимо, новая политика скидок в местных отелях и апартаментах. В частности, бесплатное проживание детей до 12 лет.
Превзошли все ожидания также и результаты сезона в приалбанском городке Ульцин. Его пляжи славятся семнадцатью километрами лечебных черных песков. Говорят, даже Абрамович собирался выкупить их у Черногории, но власти пока не продают, считая их чем-то вроде золотого запаса страны. Не последнюю роль в привлечении туристов, видимо, сыграл и знаменитый нудистский пляж Ада Бояна в окрестностях одноименной реки, впадающей здесь в Адриатическое море.
Несмотря на традиционную для этих мест антисанитарию на самих пляжах и вокруг них, в этом году сюда устремилось значительное количество гостей из Сербии, Германии и Чехии. Больше обычного приехало в Ульцин и туристов из России. Главным залогом такого успеха, очевидно, стали низкие цены в этом мусульманском «раю» Черногории - здесь можно было снять апартаменты на семью за пять-десять евро в сутки, а знаменитые ульцинские арбузы (все пригороды промышляют бахчой) и вовсе стоят копейки. Однако, как отмечают некоторые российские туристы, в связи с неожиданным наплывом туристов в Ульцине подорожала еда в ресторанах и кафе.
По мнению представителей Министерства туризма Черногории, эти успехи - результат кропотливой работы по развитию курортной инфраструктуры. В своем комментарии к ситуации в индустрии черногорского туризма, отмечают местные СМИ, заместитель министра Небойша Попович отметил, что в текущем году было отремонтировано и реконструировано несколько пляжей, открыто почти 20 новых отелей, построены новые дороги и другие объекты курортной инфраструктуры.
Однако, судя по комментариям специалистов, в туристической отрасли, отнюдь не все разделяют точку зрения министра на новые успехи его отрасли. Существует более прозаическая версия - о случайности этого успеха. Это - пожары в Греции и в России. Именно они-то и вынудили многих россиян, искавших выход для себя и своих семей из едкой углекислой завесы, обратить взор на фактически безвизовую Черногорию. Те же, кто сбирался в Грецию, разумеется, не рванули туда из огня да в полымя - тоже поехали подальше от пожаров - и российских, и греческих. Этим «подальше» и оказалась страна черных гор.
Эту версию, желая того или нет, косвенно подтвердил глава туристической ассоциации Черногории Радко Радулович. В своих комментариях СМИ он отметил, что этим летом на самом деле отдыхающим не было предложено ничего нового. По его мнению, страна фактически достигла пика развития в туристической области: отели были заполнены практически полностью. Новая волна туристов захлестнула оздоровительные комплексы и небольшие частные гостиницы, и если она будет и дальше нарастать, то страна может не справиться с ней, считает глава ассоциации.
Этот комментарий становится еще более тревожным на фоне сообщений в местных СМИ о том, что кризис в Черногории достиг, видимо, пика: в этом году в стране объявлены банкротами 45% всех частных малых предприятий и предпринимателей. Несомненно, что значительная их часть связана, так или иначе, с туристическим бизнесом и его инфраструктурой. Поэтому так важно понять, что же стало на самом деле причиной успешного нынешнего туристического сезона в Черногории: пожары в Москве и Европе или действия черногорских властей. Но, несмотря на дискуссии по этому поводу, в любом случае готовить туристам сани, как говорится, нужно летом, а телегу - зимой.
Алла Ярошинская
| |