|
Известный британский журналист Эдд Стро рассуждает о возвращении Михаэля Шумахера в Формулу 1. Он считает, что те, кто критикует решение семикратного чемпиона о возвращении в гонки, недооценивают масштаб проблем, с которыми пришлось столкнуться немецкому гонщику.
Эдд Стро: «Гран При Монако, 58 круг. Михаэль Шумахер лидирует с самого старта после того, как завоевал 69-й поул в карьере. Ему остается проехать всего 20 кругов, чтобы сравняться с Айртоном Сенной по количеству побед на улицах княжества. В 43 года Шумахер одержит 92 победу, и этот успех станет подтверждением того, что он может выступать на высшем уровне во второй фазе своей карьеры.
На 58-м круге команда сообщает ему по радио о проблемах с машиной. Упало давление топлива, и следующий круг он проехал на секунду медленнее. Ещё несколько кругов он проведет в бесплодных попытках сохранить лидерство, но в итоге свернёт на пит-лейн. После гонки Росс Браун и Норберт Хауг будут вынуждены отвечать на вопросы о том, почему Mercedes в очередной раз подвела своего гонщика.
В том, что Михаэль потерял пять мест на старте Гран При Монако после столкновения с Бруно Сенной в Испании, виноват сам Шумахер. Однако тот факт, что он сошел с дистанции, находившись на седьмом месте, а не на первом, не говорит о том, что у меня нет оснований полагать, что он не смог бы этого сделать. Я не могу сказать, что Шумахер обязательно выиграл бы в Монако, но такая возможность была, и в любом случае он в состоянии набирать очки.
Нет никаких сомнений в том, что Шумахер не так хорош, как в прежние годы. Невозможно опровергать и тот факт, что второй пилот Mercedes Нико Росберг одерживает верх в их споре. Вернувшись в Формулу 1 в 2010-м, Михаэль говорил о восьмом титуле, что свидетельствовало о нереалистичных ожиданиях.
Он поставил перед собой неправильную цель, однако вернулся после сорока и выступает на приличном уровне. И слово "приличный" является правильным, чтобы описать его сегодняшний уровень. Он больше не суперзвезда, есть гонщики, которые лучше бы справились с его работой, но много и тех, кто выступит хуже. В прошлом году Шумахер выступал на уровне, свидетельствующем о том, что он может стать победителем за рулем быстрой машины, и произошедшее в Монако это подтверждает.
С другой стороны, сейчас у него лишь два очка, а у напарника - 59. Уже это может стать причиной для критики "Шумахера 2.0". Но вспомните сход в Австралии из-за проблем с коробкой, когда он ехал третьим, проблемы на пит-стопе в Шанхае, где он претендовал на высокое место, проблемы с DRS в Бахрейне, из-за которых он не смог выйти из первой части квалификации. Добавьте к этому испанский штраф и хорошую форму в Монако, где он мог взять 25 очков, и станет понятно, что Михаэль не виноват в неравенстве набранных очков по сравнению с напарником.
Есть множество переменных, которые нужно учитывать, чтобы дать относительно точную оценку возможного количества набранных очков, но, думаю, было бы правильно поставить его у отметки в 50 баллов. Да, это все ещё позади Росберга, он не смог полностью раскрыть потенциал машины, но уже не столь катастрофично. Катастрофой можно назвать результаты теннисной легенды Бьорна Борга, который в период с 1991 по 1993 годы не побеждал в играх даже со слабыми соперниками.
Есть некая ирония в том, что Шумахер не смог "выстрелить" в Монако. Это был один из тех промахов, которые характеризируют его возвращение. Шумахер утверждает, что он попадет в аварии не чаще остальных, но трудно представить гонщика, кто бы так часто участвовал в инцидентах на трассе. Исключением может быть Льюис Хэмилтон образца конца 2011 года. Одним из аргументов может служить тот факт, что за годы своей успешной карьеры Шумахер не так часто участвовал в борьбе колесо в колесо, поэтому у него нет таких навыков. Возможно, в этом есть зерно истины, но нельзя отрицать, что спорт сильно изменился.
Когда Шумахер уходил, в спорте шли шинные войны, была большая разница между командами и в гонках были разрешены дозаправки. Когда он вернулся в Формулу 1 в 2010-м, спринты между пит-стопами ушли в прошлое из-за запрета дозаправок, добавим к этому переход на шины Pirelli, ставший непростым вызовом и для тех, кто не прекращал участвовать в гонках, что же говорить о Шумахере. Добавьте к этому неизбежное течение времени, утраченные навыки, и рост таких суперзвезд молодого поколения, как Хэмилтон, Кубица и Феттель. Тогда станет понятно, насколько серьёзные проблемы возникли у Шумахера.
Учитывая это, сравнение с Боргом могло показаться не вполне адекватным. Шведский теннисист вернулся в спорт с деревянной ракеткой, в то время как другие уже играли графитовыми. Шумахер вернулся в совсем другой спорт, но, возможно, он не сильно отличался от того тенниса, в который вернулся Борг.
К сожалению, в спорте обычно всё весьма категорично, в нём нет места для оттенков серого. Люди сомневались в целесообразности возвращения Михаэля и продолжают сомневаться, но судить его за то, что он отличается от "прежнего" Шумахера было бы ошибочно. В 43 года он достаточно быстр, чтобы завоевать поул в Монако и, возможно, выиграть гонку. Это гораздо больше, чем могут многие в его возрасте.
Его возвращение дало многое Формуле 1. Если он больше никогда не выиграет, что вполне возможно, он всегда будет помнить произошедшее в Монако в прошлую субботу, и это станет доказательством его возможностей. На одном быстром результате не сделать вторую карьеру, но он далеко не один из тех, кто в состоянии показывать результаты, только если всё складывается в его пользу.
И если в возрасте за сорок он "всего лишь" гонщик Формулы 1 приличного уровня, этого нечего стыдиться. Его возвращение не превратилось в триумф, однако оно не стало провалом. Шумахер находится где-то между двумя этими крайностями. Те, кто оценивает Формулу 1 не только в бело-черных тонах, видят это».
| |