|
Верховный суд России принял в производство вопрос о возврате Ленинградской области 24,7 га земли. Генпрокуратура посчитала, что передача этой земли Санкт-Петербургу в 2010 году была проведена с нарушением законов, и теперь оспаривает договор между этими субъектами Федерации.
Дело в том, что данный вопрос был решен на уровне региональных властей без проведения референдума и утверждения Советом Федерации. Об этом говорится на сайте Верховного суда.
В августе 2010 года губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко губернатор Ленинградской области Валерий Сердюков подписали соглашение, по условиям которого городу отошел земельный участок на границе поселка Горелово.
Таким образом, возник прецедент, который может касаться передачи земель в рамках расширения территорий Москвы за счет Московской области. Напомним, Московская область должна передать столичному мегаполису 148 тысяч гектаров земель, в том числе и тех, которые находятся в частной собственности. При этом участок в Куркино площадью 1,4 гектара, где располагается центр МЧС по Московской области, передается «в обратном направлении». Договор об этом был подписан столичным мэром Сергеем Собяниным и губернатором области Борисом Громовым в 2011 году. Тогда речь о каких-либо компенсациях не шла.
На этой неделе ситуация с передачей земель получила неожиданное развитие. Новый губернатор Московской области Сергей Шойгу написал президенту Владимиру Путину письмо, в котором попросил компенсировать убытки от передачи указанных земель и перечислить три года в региональный бюджет по 35 млрд рублей.
Земли, которые планируются к передаче столице, газета «Известия» оценила в 236,5 тысячи рублей за 1 гектар. Согласно публичной кадастровой карте, вся земля Подмосковья стоит почти 4,69 трлн рублей, передавать планируется 3% земель всей Московской области.
Как пояснила BFM.ru заместитель генерального директора Фонда РЖС Светлана Кузнецова, фонду неизвестны случаи передачи отдельных земельных участков одним субъектом РФ другому не по правилам, предусмотренных действующим законодательством. По ее словам, существуют два механизма изменения границ субъектов: «Один - изменение границ между субъектами РФ, в результате которого часть земель, ранее находившихся на территории одного региона, включается в границы другого региона. Второй - приобретение одним регионом земельных участков в собственность на территории другого региона по предусмотренным законом основаниям».
Другими словами, изменение границ может происходить либо по взаимному согласию субъектов (это предусмотрено Конституцией РФ), либо проводится вполне стандартная сделка купли-продажи, которая осуществляется по правилам земельного рынка.
С правом передачи
Когда решался вопрос с границами «Большой Москвы», речь шла об изменении границ на принципах взаимного согласия. Однако когда земля передается на такой основе, денежная компенсация не предусмотрена.
Светлана Кузнецова напомнила, что с момента принятия Конституции РФ на договорной основе, к примеру, изменялись границы между Костромской и Вологодской, Ивановской и Нижегородской областями в 1994 году, а также Еврейской АО и Амурской областью в 2007.
Границы между Москвой и Московской областью менялись в 2011 году дважды. Причем второе - как раз касалось территории «Большой Москвы, и это изменение было утверждено постановлением Совета Федерации от 27 декабря.
В 2009 году были изменены границы Санкт-Петербурга - тогда никаких претензий не возникло, решение региональных властей утвердил Совет Федерации.
"В двух последних случаях примечательно то, что изменение границ субъектов РФ осуществлялось одновременно с изменением в соответствии со статьей 84 Земельного кодекса РФ границ населенных пунктов, которыми являются города федерального значения Москва и Санкт-Петербург. Такое изменение границ происходит посредством утверждения или изменения генерального плана этих городов", - пояснила BFM.ru Светлана Кузнецова.
Референдум и Совет Федерации
Когда речь идет о согласованном регионами изменении границ, то передача земель "осуществляется на основании решения, принятого либо непосредственно населением в ходе референдума, либо представительным органом государственной власти субъекта РФ, который своим решением утверждает соглашение сторон", - пояснила Светлана Кузнецова.
То есть получается, что референдум при согласии субъектов Федерации необязателен. С другой стороны, был референдум или нет, все равно изменения границ обязательно должен утвердить Совет Федерации. В сущности, именно это правило было нарушено в случае передачи земли Ленинградской области в 2010 году.
Что же касается "Большой Москвы", то передачу 148 тысяч гектаров от области к столице, как было сказано выше, Совет Федерации утвердил. Сама же передача произойдет 1 июля этого года.
Денежные интересы
Закон предполагает и варианты, когда передача земельных участков может быть увязана с финансовыми компенсациями. Но в таких случаях механизм сделки иной. "Регионы как субъекты гражданского права могут по предусмотренным гражданским и земельным законодательством основаниям приобретать в собственность земельные участки", - поясняет заместитель генерального директора Фонда РЖС. Речь, по сути, идет об обычной гражданско-правовой сделке с финансовой составляющей.
"Так, право собственности субъектов РФ на земельные участки может возникнуть в результате заключения гражданско-правовых сделок с другими субъектами, а также муниципальными образованиями, гражданами и юридическими лицами, в чьей собственности находятся земельные участки в других регионах. Это может быть сделка по приобретению таких земельных участков (купли-продажи, мены, дарения и др.), выкуп земельного участка для государственных нужд и т.п." - добавляет эксперт.
Таким образом, если передача земель по взаимному согласию уже утверждена Советом Федерации, то постфактум вводить "финансовую составляющую" законом не предусмотрено. Конечно, средства, которые запросил в своем письме Сергей Шойгу, могут носить другой характер, а в основе просьбы лежат не земельные законы.
| |