|
Глава энергетического гиганта EDF зарабатывает в 64 раза больше самого низкооплачиваемого электрика. По новому указу ему придется сократить свои доходы на 68%
Мечта российской левой оппозиции снизить зарплату глав госкомпаний близка к осуществлению во Франции. Президент-социалист Франсуа Олланд объявил о том, что в июне специальным указом оклад руководителей предприятий с государственным участием не сможет превышать более чем в 20 раз жалование самого низкооплачиваемого работника. Британская левая газета The Guardian называет грядущую меру «драматическим урезанием доходов жирных котов».
В реальных цифрах реализация плана приведет к тому, что зарплаты топ-менеджеров госкорпораций вместе с их социальными пакетами снизятся в некоторых случаях наполовину и даже больше.
Таким образом, Франсуа Олланд приступает к реализации одного из своих предвыборных лозунгов. Он не раз обещал, что при нем правительство Франции будет подавать «моральный пример» находящейся в кризисе Европе. Одна из практических мер вводит ограничения на доходы топ-менеджеров в аффилированных с государством компаниях. Идея заключается в том, что если власти не способны в одночасье вывести страну из кризиса, они, по крайней мере, могут подать сигнал готовности разделить с наименее обеспеченными слоями тяжесть экономического положения.
Аналогичным образом Олланд пообещал повысить подоходный налог до 75% на людей с доходом, превышающим 1 млн евро. Олланд называет такой повышенный налог «патриотическим» и «моральным» актом.
Французские социалисты отвергают критику экспертов, считающих, что резкое ограничение доходов государственных топ-менеджеров приведет в итоге к понижению качества управления корпорациями, поскольку снизит привлекательность работы в них для выходцев из частного сектора.
Пока не вполне понятно, как будут реализованы инициативы президента на практике. За несколько недель до выборов Жан-Марк Эро, ныне назначенный премьер-министром, заявил в интервью еженедельнику L’Express, что урезанию подлежат не только зарплаты топ-менеджеров, вновь принимаемых на госслужбу, но и уже действующих руководителей. «Я верю в патриотизм лидеров компаний. Они смогут понять, что кризис требует от политической и финансовой элиты подать пример».
Сам президент и все входящие в кабинет министры уже подали личный пример, сократив свою зарплату на 30%.
Французскому государству принадлежат акции в 52 предприятиях, хотя лишь менее половины из них (23) являются стопроцентно государственными, сообщает The Guardian. К числу последних относят железнодорожную компанию SNCF, почтовую службы, ряд морских портов и аэропорты.
Среди компаний, в которых контрольный пакет принадлежит государству, и которые, таким образом, через две недели подпадут под действие указа, - энергетический гигант Еlectricit? de France (EDF) и компания Areva, занимающаяся строительством АЭС.
Топ-менеджеры тоже плачут
Ограничения на зарплату топ-менеджеров напрямую коснутся только тех компаний, доля участия в которых государства превышает 50%. Впрочем, власти будут пытаться оказывать давление также и на те компании, где государство является миноритарным акционером, как, например, в случае с France Telecom, Air France и Renault. Не исключено, впрочем, что руководство этих корпораций найдет способ не подчиняться диктату властей.
Одной из первых жертв нововведения Олланда может стать глава EDF Анри Пролио. Его зарплата - 1,55 млн евро. Он зарабатывает в 64 раза больше самого низкооплачиваемого электрика в штате Еlectricit? de France. Согласно готовящемуся указу ему придется сократить свои доходы на 68%, согласившись на «пакет» в полмиллиона евро, утверждает The Guardian.
Глава французской почты может потерять 41% зарплаты, составляющей 600 тыс евро: это в 34 раза больше оклада почтальона, подсчитала газета Liberation.
Главный железнодорожник Франции Гийом Пепи, напротив, может не волноваться: его зарплата в 250 тыс. евро лишь в 15 раз выше жалованья путевого обходчика.
Новые меры коснутся также выплат выходного пособия руководителям компаний с госучастием. Так, правительство уже дало понять, что возражает по этическим соображениям, чтобы компенсация бывшего руководителя терпящей убытки Air France составила 400 тысяч евро. Госпакет в авиакомпании - 15,8%.
Луи Галуа, глава европейской военно-промышленной группы EADS (французское государство владеет в ней миноритарным пакетом), признал, что среди топ-менеджеров указ вызовет «слезы». Сам он готовится расстаться со своей должностью, но в отношении своих остающихся коллег выразился в том духе, что для некоторых указ окажется «крутой» мерой. В то же время в интервью радиостанции France 1 он назвал новации «кризисными мерами», которые должны носить «временный характер» - в этом случае они станут выражением «необходимой солидарности». С другой стороны, по мнению Галуа, правительство должно позволить госкорпорациям иметь большую свободу рук при определении политики в области зарплат.
| |