|
Труд-7" побеседовал с прославленной примой Мариинского театра
- У вас столько титулов, от "Золотой маски", до "Benois de la dance", теперь вот еще одним стало больше, поздравляю!
- Спасибо, тем более приятно, что это от газеты с таким хорошим названием. Вся жизнь балетных танцовщиков - сплошной труд.
- А если бы вы вручали свой собственный приз, то кому?
- В нашей профессии много достойнейших людей... Совсем недавно я танцевала в Нью-Йорке премьеру «Дамы с камелиями» в постановке Джона Ноймайера , И, конечно, Джон - один из любимейших моих хореографов, потому что он очень по-своему раскрывает романтический сюжет, наполняет его глубокими эмоциями. Готовить с ним роль - невероятное ощущение, столько он в нее вкладывает нюансов, как он видит тебя в ней и в то же время дает тебе огромную свободу. Такие работы потом остаются с тобой на всю жизнь.
- Вы неоднократно говорили, что самый подходящий для вас партнер - Владимир Малахов .
- Да, самый любимый, мы с ним танцевали весь классический репертуар и многое из современного. Я вообще не обделена партнерами. Танцевала с Фарухом Рузиматовым, потом были Игорь Зеленский, Володя Малахов, а на этом вечере - Марсело Гомес из Американского балета. Планка в этом смысле у меня всегда была высока, я очень серьезно отношусь к выбору партнера, никогда не позволю себе танцевать, если не чувствую, что получится настоящий дуэт, настоящее профессиональное и человеческое взаимопонимание.
- Среди ваших партнеров был и Николай Цискаридзе , очень талантливый и очень непростой человек.
- Это было очень давно, на гастролях в Ковент Гардене, мы с Колей танцевали «Симфонию до-мажор» и "Рубины" Баланчина. А в классике мы не встречались. Коля - замечательный танцовщик, у него есть свои ключевые для него партии, и дай Бог, чтобы его поиск новых ролей продолжился. Но, строго говоря, я не могу причислить его к своим партнерам, это разовые выступления. И Баланчин - не тот хореограф, у которого ты так уж тесно взаимодействуешь с партнером в актерском смысле.
- Известен эпизод, когда другой великий хореограф, Уильям Форсайт, помог вам преодолеть звездную болезнь, сняв со спектакля за пропуск репетиции.
- Разве? У меня звездной болезни никогда не было, что вы, забудьте об этом, мы работаем по 12 часов в день, какая тут звездность. Просто случилось недопонимание: должна была быть первая репетиция со светом, но чтото с техникой не складывалось, и мне сказали: свет не готов, на сцену не нужно выходить. И я не вышла. А Форсайт вовсе не собирался ничего отменять. Я же до такой степени перед ним робела - великий хореограф! - что постеснялась подойти и объяснить ситуацию.
- Интересно, каково танцевать под дирижерскую палочку Валерия Гергиева? Когда встречаются две такие яркие индивидуальности, как Вишнева и Гергиев, вряд ли все получается без проблем.
- С ним - только самые энергетические и запоминающиеся спектакли! О Гергиеве говорят, что он дает сумасшедшие темпы. Но мне везло и всегда было удобно. Например, я танцевала «Ромео и Джульетту», а нашу «Шехеразаду» в Нью-Йорке до сих пор помню как что-то невероятное, ты даже от самой себя не ожидаешь, что способна на такие эмоции и танец.
- Вы говорите: «Я русская балерина». Что это значит?
- Что я представительница своей родной русской, вагановской школы: это значит особо красивая, пластичная постановка рук, корпуса, ощущение позы. Русского танцовщика сразу отличишь по эмоциональному наполнению. На Западе артисты тоже, естественно, танцуют эмоционально, но у нас это на другом уровне.
- К теме партнерства - вы много танцевали с Фарухом Рузиматовым, который (вы это никогда не скрывали) был и вашим спутником жизни. Но затем наступил разрыв. Эти отношения влияли на роли? Например, когда вы танцевали «Кармен».
- Когда мы вместе выходили на сцену, никаких сложностей в отношениях не было, но все равно было очень горячо. Если Фарух-Хозе хотел меня убить, то уж точно хотел, это однозначно (смеется).
- С момента разрыва вы вместе танцевали?
- Нет, просто не сложилось. Я сразу уехала на Запад, он стал отходить от классики, и репертуара в театре для него, к сожалению, не оказалось. Мы практически даже не пересекались. И сейчас не представляю, смогла бы с ним сработаться, даже если, допустим, для нас придумают какую-то очень специальную постановку. Фарух - очень сложная индивидуальность.
- Вы никогда не скрывали, что не бываете по жизни одна. Но о теперешнем друге никогда не говорите, только пишут, что он любит футбол.
- (хохочет) Журналисты все перепутали, он вообще футбол не смотрит! Он из мира хоккея.
- После такой трудной работы, как ваша, чем снимаете напряжение - общением, сменой обстановки?
- Скорее тишиной, я вообще человек тишины.
- А если улететь куда-то?
- Улететь? У меня и так полжизни проходит в самолете. Уж лучше куда-нибудь уеду на машине. Я отпуск стараюсь проводить, беря машину и путешествуя по Европе.
- Вы, стало быть, в отличие от коллеги Ульяны Лопаткиной, освоили вождение. Она мне говорила, что только мечтает выучиться.
- Я водила раньше, сейчас предпочитаю ездить с водителем, чтобы не тратить лишние нервы. А то я товарищ нервный, всегда опаздывающий, поэтому - через сплошную, а то и через двойную сплошную...
- Вам часто задают вопрос о конкуренции с Ульяной, и вы обычно отвечаете, что конкуренция - благо. В какие моменты это соперничество помогло вам и, возможно, Ульяне?
- Наверное, когда рядом с тобой замечательные танцовщики, это мотивирует и заставляет идти дальше.
- Когда-то не состоялось ваше совместное выступление в "Легенде о любви". Может, в обозримом будущем все-таки подобное случится?
- Ульяна постоянно меня спрашивает, когда же мы вместе что-то сделаем. Я говорю: Ульяна, мы уже столько раз на эту тему заговариваем, значит, в скором времени случится (смеется).
- Вы с ней на ты?
- А вы как думали?! (смеется) Театр, конечно, не семья, но мы же так часто встречаемся в зале...
- Среди ваших выступлений вне театра есть даже участие в дефиле модельера Татьяны Парфеновой.
- Я вообще девушка модная, люблю красиво одеваться. Как, наверное, любая женщина, которая следит за собой. Мы встретились у нее на показе, после чего я пришла к ней в салон померить платья, надела - и воскликнула: будто на меня шито! Мы подружились, я восхищаюсь Таниным творчеством. Надеюсь, мы еще что-то совместно сделаем.
- Балет - искусство классическое, его главным шедеврам лет по 100-150. Никогда не чувствовали себя вырванной из круга сверстников? Они, допустим, на рокконцерт, а вы - в класс.
- С детства у меня, как и у всех балетных, жизнь жестко подчинена профессии. Если хочешь быть достойным выхода на сцену, ты обречен на огромные ограничения и жертвы. И всегда у тебя есть право отказаться от этого выбора. Но я себя в такой жизни чувствую вполне комфортно. А на рокконцерты и сейчас иногда хожу.
- Какой был последний?
| |