|
В эти дни центр мирового искусства вспоминает о великих шедеврах и показывает свои скоровища.
Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина за свой век, начав с выставки слепков и копий классики из кабинета изящных искусств Московского университета, превратился в одно из крупнейших собраний мировых шедевров. Корреспондент НТВ Александр Калинин пролистал страницы славной истории сокровищницы мирового искусства. Ирина Антонова улыбается и приятельски машет ручкой директору Лувра - может себе позволить. И не потому, что всего на 10 лет младше своего музея, которому сегодня ровно век. Просто Антонова - это и есть Пушкинский. Вот и телемост с Парижем вроде бы о юбилее музея, а говорят все равно о ней. Анри Луаретт, директор Лувра: «Я думаю, что отмечать сегодня юбилей Пушкинского музея - это чествовать Ирину Антонову. И я очень рад быть сопричастным к этому двойному празднику». Сто лет назад на открытие музея приехал лично Николай II. Высоких гостей встречали меценат Юрий Степанович Нечаев-Мальцев, сейчас бы сказали, главный спонсор, и создатель музея Иван Владимирович Цветаев, отец знаменитой поэтессы. Начиналось все со слепков и копий мировой классики. Первыми подлинниками стали древнеегипетские находки Голенищева, потом была живопись из частных коллекций, национализированных советской властью. После Второй мировой именно сюда попали картины из знаменитой Дрезденской галереи. В 1948 году Эрмитаж и Пушкинский поделили между собой собрания закрытого Сталиным государственного музея нового западного искусства. Ренуар, Ван Гог, Мане, Сезан, Матисс, Пикассо - так и родилась основа и гордость нынешней экспозиции Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина. Правда, толком насладиться ей москвичи так и не успели. В 1949 году, к 70-летию вождя, бесспорные шедевры заменили выставкой подарков Сталину. В 1955-м дрезденские сокровища решили вернуть ГДР, но прежде их показали народу - то была первая масштабная выставка в Пушкинском. Но самым ярким - по крайней мере, для Антоновой - стал 1979 год. Тогда в Москву привезли главную загадку мировой живописи - «Мону Лизу» Леонардо да Винчи. Ирина Антонова, директор Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина: «Те, кто видели ее, не поворачивались назад, чтобы выйти из зала. Они пятились спиной и медленно шли, чтобы еще какое-то время картина оставалась перед их глазами. Это было большое волнение, большая радость. И для всех - и для нас, и для зрителей». Макет будущего музейного городка теперь - часть юбилейной экспозиции. Антонова и тут отличилась - привлекла к сотрудничеству знаменитого выдумщика от архитектуры британца Нормана Фостера. С расширением выставочных площадей из запасников извлекут то, что еще никто не видел. Хотя Пушкинскому и так есть что показать, сообщает НТВ.
| |