|
В прокат выходит «Прометей» Ридли Скотта - нестрашный фильм категории Б от создателя «Чужого».
Неизвестно когда и не очень понятно где мускулистый синекожий гуманоид выпивает яду, чтобы пожертвовать свою ДНК экосистеме безжизненной планеты. В 2089 году пара археологов (Нуми Рапас и Логан Маршалл-Грин) обнаруживают в шотландской пещере доисторические наскальные рисунки, подтверждающие их догадку: мы не одни во Вселенной, и нас где-то ждут (примерная карта прилагается). Три года спустя на отправленном куда-то космическом корабле «Прометей» сверхчеловекоподобный робот Дэвид (Майкл Фассбендер) играет в велобаскетбол и учит морфологию и грамматику древних языков. По прибытии в пункт назначения, отдаленно напоминающий планетоид LV-426 из оригинального фильма 1979 года, Дэвид будит команду, в которую входят те самые археологи, роботоподобная властная стерва (Шарлиз Терон), похожий на заключенного космической тюрьмы геолог (Шон Харрис), нерд-биолог (Рэйф Сполл), женщина-врач (Кейт Дики), капитан (Идрис Эльба) и пара пилотов. Удачно приземлившись, команда с ходу обнаруживает туннели, обезглавленное крупное тело и очень большое изваяние головы, почти человеческой. Дальнейшее тоже хочется пересказать, но не оттого, что сюжет захватывающ (увы, это не так), а оттого, насколько дико происходящее: так в школе перед первым уроком пересказывали увиденный накануне фильм. «Прометей» богато снят и воплощает в 3D картинки нарисовавшего инопланетную тварь художника Гигера, но рассказ его о тайнах жизни во Вселенной сбивчив и невнятен. Диалоги в «Прометее» написаны в полном соответствии с духом и буквой фильмов категории Б: «мы исследуем данные, чтобы понять, почему взорвалась его голова» ученых или веское капитанское «ну все, я пошел», когда у входа на корабль творится черт знает что. На пять минут фильм превращается в трэш-зомби-хоррор. В триллер - ни разу: блуждания потерявшихся членов экипажа в недрах инопланетного объекта поданы скорее как комедия. Неприятности находят их, когда ответственные лица решают, что залежались в криогене без секса. История «Чужого», придуманного как «Челюсти» в космосе", где никто не услышит ваш крик, и едва не проданного королю малобюджетных ужастиков Роджеру Корману, начиналась как дорогой би-муви - возможно, лучший из возможных. Лейтенант Эллен Рипли сталкивалась с ужасом, который превращался в сиквелах в настойчиво преследующий кошмар наяву, от которого не сбежать, потому что всякий раз засыпаешь успокоенной, а просыпаешься в страхе, который постепенно забирается в нутро. В самом буквальном смысле. «Прометей» совершенно не страшен. Секретность, которой создатели картины окружали многие годы свою работу, могла внушать равно трепет и опасения. Все эти полунамеки и сообщения, в которых утверждалось, что Ридли Скотт снимает не приквел «Чужого», но нечто генетически с ним связанное. Изящный ролик, в котором глава корпорации Weyland Питер Вейланд (Гай Пирс, каким в фильме его не найти) выступает в 2023 году с лекцией в проекте TED. Это ведь вейландовский корабль «Ностромо» обнаружил в «Чужом» потерпевшее крушение инопланетное судно с покойным пилотом - исполином с хоботом и сломанными изнутри ребрами. Стоило ли отправлять в космос самую дорогую из экспедиций только для того, чтобы узнать, какими именно нотами запускали эти пилоты свои корабли?
Автор: Владимир Лященко
| |