|
Беспокойство членов европейского парламента вызвал один из крупнейших инфраструктурных проектов России - морской порт в Усть-Луге под Петербургом. Иностранцы видят в нефтеналивном терминале, где в прошлом году имелись проблемы с конструкцией причалов, экологическую угрозу. Практически все российские проекты на Балтике вызывают в Европе нервозность.
В Европарламенте и немецком бундестаге всерьез обеспокоились экологической ситуацией вокруг порта Усть-Луга, расположенного в Ленинградской области. В открытом письме канцлеру Германии Ангеле Меркель, президенту России Владимиру Путину и премьеру Дмитрию Медведеву западные политики просят приостановить эксплуатацию нефтяного терминала порта Усть-Луга из-за возможной экологической угрозы Балтике, сообщает в четверг РИА «Новости».
«Явные просчеты при их строительстве»
«Мы хотели бы привлечь ваше внимание к ситуации, угрожающей экологическому благополучию Балтики: нефтяные терминалы (причалы 4 и 5) порта Усть-Луга в РФ должны выйти на полную мощность к концу мая, несмотря на явные просчеты при их строительстве», - говорится в письме, подписанном 14-ю представителями Европарламента из Германии, Швеции и других стран Балтийского моря.
Авторы документа отмечают, что оценка воздействия этого объекта на окружающую среду в соответствии с международными стандартами до сих пор не произведена. Кроме этого, по их мнению, "строительство (нефтяных терминалов) было осуществлено без получения надлежащих разрешений соответствующих органов РФ".
«Разрушение причалов во время полномасштабной эксплуатации может привести к разливу нефти, угрожающему РФ и соседним странам», - говорится в послании.
В документе утверждается, что проблемы, связанные с ненадлежащим качеством строительства терминала стали достоянием общественности еще осенью прошлого года. По их информации, Ростехнадзор дал отрицательное заключение о конструкциях площадок, а национальные и международные органы охраны природы, среди которых, например, HELCOM, также высказали свои опасения российским коллегам.
«В последнее время собственники площадок ("Роснефтебункер" и "Невская трубопроводная компания", контролируемые Геннадием Тимченко) заявляли, что весь необходимый ремонт произведен, но эти утверждения не подтверждены соответствующими госорганами РФ, не говоря уже о независимых международных экспертах», - отмечается в документе.
«Призываем Вас безотлагательно вмешаться в ситуацию с тем, чтобы приостановить эксплуатацию терминала до проведения независимого обследования объектов», - говорится в письме на имя Меркель, Путина и Медведева.
По данным «Коммерсанта», провалы на причалах в Усть-Луге стали образовываться еще в июле прошлого года, когда в зоне терминала начались плановые работы по дноуглублению акватории. После этого, в феврале «Роснефтьбункер» и «Невская трубопроводная компания» заявили, что произвели необходимый ремонт. Однако из последующих писем чиновников следовало, что регулярная отгрузка танкеров уже на отремонтированных причалах остается небезопасной.
Все идет по плану
В пресс-службе ОАО «Компания Усть-Луга», которая отвечает за развитие порта, рассказали, что терминал, вызвавший нарекания иностранных депутатов, функционирует по всем правилам и в соответствии с российским законодательством контролируется (в экологической части - прим. ВЗГЛЯД) Росприроднадзором.
«Ни один объект, который работает в порту, просто не может быть запущен без соответственующего разрешения контролирующих органов. Это просто невозможно», - объяснили в компании.
На сайте организации также сообщается, что за соблюдением природоохранного законодательства в районе порта ведется ежедневный и очень строгий контроль.
Более развернутый комментарий дал газете ВЗГЛЯД пресс-секретарь бизнесмена Геннадия Тимченко, контролирующего нефтеналивной терминал, Антон Куревин:
«Мы не комментируем инициативы отдельных европейских политиков. Инженерные сложности, возникшие в ходе строительства терминала, были устранены, а 23 марта терминал был запущен и продолжает работать в тестовом режиме в настоящее время. Нормы и требования экологического законодательства соблюдались во время строительства и соблюдаются в настоящее время. Сейчас на объекте ведется постоянный мониторинг ситуации, соответствующие государственные органы получают информацию о работе систем, установленных на причалах, в регулярном режиме», - рассказал Куревин.
По словам источника газеты ВЗГЛЯД, близкого к руководству одной из компаний, работающих в порту Усть-Луги, не исключено, что ввод терминала в коммерческую эксплуатацию может произойти уже в течение этого года.
Источник также заметил, что оценки, данные европейскими парламентариями по поводу экологии, «далеки от реального состояния дел и излишне эмоциональны»: «Да, на этапе строительных работ имели место провалы грунта, которые внесли коррективы в ход строительства. Однако компания, которая этим занималась, предприняла целый комплекс действий по устранению недостатков. И сейчас ситуация стабильная», - сказал он.
Директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов в интервью газете ВЗГЛЯД рассказал, что «практически все российские проекты на Балтике вызывают нервную реакцию в Европе и, конечно, самый простой способ надавить на них - использовать экологический фактор».
Он подтвердил, что «порт Усть-Луга создавался в весьма непростых условиях», но возникшие при его строительстве проблемы «были, скорее, технического свойства, а не экологического». По словам Симонова, даже «российские экологические организации, которые всегда очень трепетно относятся к нефтяным темам» и «жестко цепляются ко всем структурным проектам» не разглядели экологической угрозы в порте Усть-Луга.
Глава Фонда предположил, что, если возникнет необходимость, Россия в диалоге с Европой будет использовать уже имеющийся опыт согласования энергетических проектов по экологическим стандартам.
«В этом плане у нас есть уже опыт нормального экологического диалога с европейцами», - заявил Симонов, напоминая о проблемах, возникших при строительстве нефтепровода «Северный поток». «Тогда тоже говорили о том, что это нереально, что мы никогда не получим разрешение, потому что там жесточайшие экологические нормы в Швеции. Говорили, что нужно будет договариваться с каждой рыбой в Балтике. Договорились с каждой рыбой», - отметил эксперт.
Также, по словам Симонова, открытие порта в Усть-Луге может отразиться на доходах стран Восточной Европы. «Происходит перенаправление нефти, которое шло через нефтепровод "Дружба", - рассказал он. "Нефть берется из нефтепроводов, которые шли через Украину и Восточную Европу. Здесь Восточная Европа теряет эти средства. Такие транзитные государства, как Чехия, например. Это направление будет углушаться, и нефть будет перекидываться на новые порты на Балтике", - отметил эксперт.
Симонов заключил, что "в заявлении депутатов довольно большое количество эмоций". "Я бы не исключал, что депутаты услышали про какие-то проблемы", - заявил эксперт, подчеркнув, что заявление могло быть сделано, поскольку "уровень знания о России среди европейских депутатов крайне низок".
Риск вызывает сам порт, а не проблемы с причалом
Петербургские экологи, опрошенные газетой ВЗГЛЯД, признались, что не знают технических тонкостей по поводу проблемы с причалами терминала, которая так взволновала европейских депутатов. У российских защитников природы опасение вызывает не это, а скорее сам факт существования на побережье Балтики такого крупного инфраструктурного объекта.
| |