|
ОАО «Российские железные дороги» направит в правительство проект инвестпрограммы до 2020 года с заложенным дефицитом в 1,9 трлн рублей. Бизнес-модель монополии противоречива: часть проектов заведомо нельзя окупить, считают в РЖД. Покрывать дефицит предложено за счет инвестиционной составляющей в тарифах.
ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) подготовило инвестиционную программу до 2020 года и на будущей неделе направит ее в правительство. Об этом на форуме «Стратегическое партнерство 1520» сообщил старший вице-президент компании Вадим Михайлов. Поручение разработать такую программу РЖД получили по итогам совещания, которое провел на Рижском вокзале в конце апреля Владимир Путин, тогда еще премьер-министр. До 2020 года инвестиции в российские железные дороги необходимы в объеме 5,7 трлн в прогнозных ценах на этот период, сообщил Михайлов. «С учетом того комфортного уровня долга, который мы себе можем позволить, есть лишь 3,8 трлн рублей, - добавил топ-менеджер РЖД. - Дефицит до 2020 года составляет 1,9 трлн рублей». Программа включает проекты развития, проекты обновления и закупку подвижного состава, а в основе инвестиционной схемы лежат заявки от грузоотправителей. «Посчитали, сколько нужно денег для реализации этих проектов, и нашли, грубо говоря, три основные зоны, в которых мы видим нашу инвестиционную деятельность», - пояснил Михайлов. Комфортная зона - проекты обновления. «Амортизация должна полностью идти на проекты обновления, а не как раньше - частично на проекты развития», - сказал вице-президент РЖД. Проблемной зоной в компании считают проекты, которые РЖД будут финансировать за свой счет, с учетом приемлемой долговой нагрузки. Но здесь монополия видит «определенный горизонт окупаемости», на который может повлиять отсутствие долгосрочной тарифной политики. «И зона совсем проблемная - те проекты, которые не имеют коммерческой окупаемости для РЖД, но, мы верим, имеют определенный эффект для государства», - добавил Михайлов. Такие проекты должны финансироваться за счет государства, считают в РЖД. Детализировать инвестпрограмму топ-менеджер компании не стал. Разработка механизма привлечения необходимых денег - один из основных вопросов, которые стоят перед монополией. Председатель совета директоров РЖД Кирилл Андросов напомнил, что цель любого акционерного общества - извлечение прибыли или повышение рыночной стоимости. «Но 100% РЖД принадлежат РФ. А у акционера в лице Российской Федерации могут быть и другие цели, полностью противоречащие зарабатыванию прибыли, - это и развитие отдельных отраслей экономики, географических регионов, и цели управления макроэкономическими параметрами, сдерживание инфляции, обеспечение социальной стабильности», - добавил он. В условиях такой «противоречивой бизнес-модели», по мнению Андросова, возможны несколько вариантов привлечения инвестиционных средств. Один из них - инвестсоставляющая в тарифе (RAB-тариф). Второй вариант: «взять деньги с тех, кому это (развитие ж/д инфраструктуры, - "Газета.Ru") надо». «Если есть груз, есть потребность в нашей инфраструктуре, можно предположить, что грузоотправители готовы за это заплатить, - пояснил глава совета директоров компании. - Это модель проектного финансирования, когда мы понимаем, что за счет грузопотока мы можем вернуть затраченные средства». Развивать инфраструктуру можно по традиционному пути - за счет государства. Или по сравнительно новому для России варианту: «Комбинация РЖД - ЧП: партнерство с частными компаниями, которые готовы финансировать развитие инфраструктуры», - пояснил Андросов, добавив, что РЖД еще предстоит найти наиболее комфортный вариант привлечения средств как для участников рынка, так и для монополии. В Минэкономразвития согласны, что инвестиции в железнодорожную инфраструктуру нужно наращивать. Одним из источников финансирования в ведомстве видят пенсионные накопления, сообщил на форуме в Сочи замминистра экономического развития Станислав Воскресенский. «Необходимо активнее использовать долгосрочные государственные инструменты привлечения заемного финансирования, - пояснил он. - Использовать пенсионные накопления для покупки долгосрочных долговых инструментов РЖД, например, 10-летних облигаций». Это, надеется Воскресенский, удешевит стоимость долга для РЖД. До сих пор размера пенсионных накоплений было недостаточно, но сейчас, по разным оценкам, они «сильно свыше 1 трлн рублей», что позволяет начать привлечение этих денег в инфраструктурные проекты, отметил чиновник. Минэкономразвития предполагает до конца года проработать инвестиционную программу РЖД, чтобы решить, какие проекты можно реализовать за счет частных средств, а какие «действительно неокупаемы, но необходимы государству», - добавил Воскресенский.
Автор: Алина Черноиванова (Сочи)
| |