|
Художник Юрий Горбачев стал первой знаменитостью, приглашенной в Эстонию в рамках проекта «Одесса едет в Таллин». В Одессе он прожил 20 лет своей жизни, однако теперь, вместе со своим искусством, принадлежит всему миру.
Вы уже несколько дней в Таллине, даже обзавелись местным номером телефона. Вероятно, уже напитались духом нашей столицы. Скажите, побуждает ли он к творчеству? Весь у нас цвета преимущественно серые, а ваши работы исключительно яркие. Я не буду говорить, что мой дедушка из Нарвы. Сегодня я - мировой художник с русскими, украинскими и эстонскими корнями и, конечно, американец. И самый любимый мой город Нью-Йорк, я обожаю его энергию, стиль, эмоциональность, темп. Таллин - полная противоположность, это очень трогательный город, скромный, сдержанный, угловатый. Если Нью-Йорк может раздражать своей громкостью, то Таллин притягивает спокойствием и даже какой-то сексуальностью. Современное искусство Эстонии - не совсем мое, но его попытки, какие я тут увидел, чистые и прекрасные. И каждую секунду здесь мне хотелось творить самому, но я не привык работать быстро, я основательно подхожу к написанию своих работ, бывает, что начну картину в 1991 году, а закончу вот только сейчас. Только поэтому тут ничего и не написал. Выставка ваших работ была в Таллине пару лет назад, но она так представительно и внушительно не смотрелась, как та, что вы привезли сейчас. И это все в рамках, как вы называете, музейного тура. Что это за тур? Мои работы постоянно ездят по мировым музеям. К выставке в Таллине, поверьте, я готовился так же тщательно, как бы готовился к выставке в Третьяковской галерее или Пушкинском музее, которая мне, возможно, предстоит в конце этого года - я еще не выбрал место. После Таллина работы поедут в Одессу, затем в Болгарию. Но поскольку они постоянно продаются по дороге, число картин все время меняется. Вас пригласили представить в Таллине Одессу первым в череде знаменитых одесситов. Но можно ли вас, жителя Манхэттена, сегодня называть одесситом? Можно. Я люблю все города, в которых жил. Я тут же отличаю одессита от любого другого человека, и в Америке, при всем смешении культур, человека из Одессы видно сразу. Одесситы умеют контактировать, и именно это свойство мне особенно помогло освоиться в Америке. У вас, как бывшего керамиста, выработалась собственная уникальная техника живописи, когда на холсте используется золото, бронза и лак. Скажите, появились ли последователи? Или плагиаторы? Все художники, которые входят в мировое искусство, обладают самым главным - узнаваемостью, это основной признак значимости. Мои работы, как мне кажется, невозможно подделать. А скульптурой вы еще занимаетесь? Да, но меньше, керамика бьется, ее трудно перевозить. Но и мои картины не менее объемны, чем скульптуры, как технически, так и эмоционально. Присмотритесь внимательно, их надо рассматривать близко. Почему вы отказались от черного цвета? Я вообще черный не считаю цветом, а пределом тона, любой цвет можно довести до черного, но чисто черный на картине может выглядеть как грязь. Черный цвет не приемлю в мебели, в декорациях, только в одежде, когда видно руки и лицо, ничего не отвлекает от самого человека. Все говорят, что мои работы яркие, а мне вот кажется, что недостаточно! Ваша первая покупательница из звезд, кажется, была Латойя Джексон. Вы хорошо помните этот момент? Но первым был Михаил Барышников. Он пришел на выставку керамики и попросил выполнить нечто подобное в виде живописи. А Латойя - чудо, люблю ее. Она подошла ко мне на вечеринке, попросила автограф, про меня в журнале Time написали, мы много говорили, и она спросила, не может ли она купить картину. Вчера в Таллине купили несколько работ, если честно, то для Эстонии я специально снизил цены, чтобы их могли себе позволить. А последним моим покупателем среди знаменитостей стал Мик Джаггер, у него уже несколько работ моих есть. Меня в Америке собирают, у Барбры Стрейзанд есть семь моих работ. Но как я был удивлен, когда узнал, что молодая пара из Вашингтона купила мои «Две лошади» аж в кредит! У вас есть и философское образование. Есть такое обывательское мнение, что философское образование - одно из самых бесполезных и малоприменимых в реальной жизни. Насколько оно помогло вам сформироваться как художнику и личности? Время - самая основная категория, от времени стоит отталкиваться, им мерить, с ним судиться. Я в свое время занимался журналистикой, в начале 1970-х увлекся экзистенциализмом, книгами, к которым просто так доступа не было, а философский факультет давал возможность пользоваться первоисточниками. Так вот в то время, я поступил как мне велело сердце, потом пришло понимание, что у меня есть миссия жить в другой культуре, творить в ней. Ваше имя уже долгое время пишут на водочной этикетке «Stolichnaya», и вас до сих пор называют мистером Столи. Как вы сами относитесь к водке? Чем лучше закусывать водку? Селедка и лосось. Соленый огурец, икра и, безусловно, сало! Похоже, что сегодняшние художники творят, главным образом, чтобы самим выговориться и чтобы самим это нравилось. Но про вас так не скажешь. Как вы относитесь к современному искусству? Следите ли за тем, что делают ваши коллеги? Смотрю и слежу. Кое-что покупаю, коллекционирую, у нас в Нью-Йорке много любопытного авангарда. Но мне искусство должно нравиться, чтобы я его сам приобретал. Как вы считаете, акции арт-группы «Война» и «Pussy Riot» имеют отношение к искусству? Да, это болезненно. Ведется много полемики насчет перформансов. Мне кажется, такое искусство бывает любопытным и двигает социальную жизнь. Но куда движутся именно эти художники, мне неясно. Я больше за предметное искусство, то, что можно потрогать, повесить, поставить, изобразительное искусство имеет больше шансов остаться в мировой истории, чем перформансы, которые живут очень коротко. Юрий Горбачев • Художник • Родился в 1948 году в Новгородской области. • Образование: философский факультет Ленинградского университета, Боровичский горно-керамический техникум, художественно-графический факультет Одесского пединститута. • С 1991 года живет в Нью-Йорке. • В Таллинне выставка работ Горбачева открыта до 20 июня в US Art Gallery в квартале Ротерманна.
| |