|
На экранах - приквел «Чужого» от Ридли Скотта и мрачная история о Белоснежке с Кристен Стюарт в главной роли
На этой неделе в украинский прокат вышли ленты «Прометей» и «Белоснежка и охотник»
«Прометей»: ужасы и философия
Любой фильм Ридли Скотта - событие; но фильм Скотта в жанре научной фантастики - это событие вдвойне.
Причина очевидна: своим космическим хоррором «Чужой» в 1979 году британский режиссер совершил настоящую жанровую революцию. Ныне, через 33 года, он вернулся в фантастику - и результат, вопреки всем опасениям, получился убедительным.
Скотт рисковал оказаться в ловушке собственной популярности, ведь после «Чужого» межзвездные ужасы обросли колоссальным количеством штампов. Но мастер есть мастер. Скотт провел виртуозную операцию: сохранив опробованную эстетику, он изменил философию фильма, по сути, сделав возможным продолжение старой истории.
По поводу старой истории для всех жаждущих и страждущих сразу следует сказать: да, это все-таки приквел «Чужого», как и было обещано, в нем описываются события, которые могли предшествовать прибытию космического корабля «Ностромо» с героиней молодой Сигурни Вивер на борту на некую планету, где злосчастная экспедиция сталкивается с Чужим. Ныне роль отважной космической воительницы отошла к также рыжеволосой, но более женственной Нооми Рапас. Скотт, похоже, не прогадал: у 33-летней шведской актрисы (да, она родилась в год выхода «Чужого» на экраны) хороший актерский опыт и подходящее амплуа: ведь в 2009 году Рапас исполнила главную роль во всех трех скандинавских экранизациях трилогии «Миллениум» по романам Стига Ларссона. Уже через 2 года она успешно дебютировала в США, сыграв цыганку-сообщницу Холмса и Ватсона в «Игре теней» Гая Риччи.
Решение о замене столь же смелое, сколь и уместное. Вивер была больше солдатом, чем космонавтом, более андрогином, чем женщиной, более чужой, нежели человеком, что неудивительно с учетом выполняемых сюжетных задач, ведь бороться ей приходилось с чудовищами. Нооми - подчеркнуто человечна и женственна, потому что противостоять ей предстоит все-таки по большей части человеческим существам и человеческим же проблемам, такими как утрата веры или близких. Вот это «человеческое, слишком человеческое» - основное отличие «Прометея» от цикла о Чужих. Если в последнем главным было выживание в борьбе с истекающими концентрированной кислотой монстрами, то в новой картине герои задаются вечными вопросами: кто мы, откуда пришли, кто нас создал и зачем, - ни много, ни мало. При этом все эти рефлексии ни в коей мере не мешают развитию сюжета, нагнетанию напряжения и эффектной катастрофической развязке. Люди любят, ненавидят, ищут смысл жизни - и при этом с разной степенью успешности противостоят злу.
Финал фильма предполагает продолжение. Остается надеяться, что оно будет.
Мрачная сказка о Белоснежке
До выхода картины «Белоснежка и охотник» Руперт Сандерс снимал умопомрачительные рекламные ролики, щедро напичканные постиндастриалом и киберпанком. Чем и заслужил звание главного постмодерниста от рекламы. На этот раз британец замахнулся на полный метр и взялся за экранизацию одной из самых известных сказок в мире. Дебют Сандерса в большом кино обошелся компании Universal Pictures в $175 млн. - именно таков бюджет картины. Отчасти эти суммы объясняются тем, что в картине занято немало голливудских звезд. Так, саму Белоснежку играет Кристен Стюарт, Охотника - Крис Хемсворт, а злую королеву Равенну - Шарлиз Терон. При этом На роль Белоснежки рассматривались Райли Кео, Фелисити Джонс, Белла Хиткот и Алисия Викандер, а на роль Равенны пробовались Анджелина Джоли и Вайнона Райдер.
Впрочем, актерская игра - лишь небольшая составляющая успеха картины. Сандерс снял достаточно жестокую и правдоподобную сказку. В его вариации Белоснежка вовсе не кисейная барышня, а воин и целительница, обладающая силой восстанавливать природу, чью гармонию нарушила королева. По сюжету королева Равенна вскоре после свадьбы с королём, овдовевшим отцом Белоснежки, разделывается со своим новым мужем и запирает девушку в башню. Когда же Белоснежке удается сбежать, Равенна отправляет в погоню за ней охотника Эрика. Ведь только съев сердце Белоснежки, королева сможет стать бессмертной. Однако с охотником тоже не все так просто: после гибели жены из могучего воина он превратился в беспробудного пьяницу. Но, как и положено по сюжету сказки, охотник встанет на сторону Белоснежки, а значит - грядет великая битва, ведь королева должна быть только одна.
В своей версии «Белоснежки» Сандерс попробовал объединить одним махом фэнтези, боевик и мелодраму. При этом картинка у него неизменно мрачная и до боли реалистичная. Чего стоит хотя бы тот факт, что для правдоподобности зрелища в кадре режиссер отказался от бутафорской крови и пожертвовал для этих целей собственную. Хотя этот факт никоим образом не повлиял на наличие в картине спецэффектов: они в «Белоснежке» действительно впечатляют. В итоге получилась мрачная сказка для взрослых, которая вряд ли оставит кого-то равнодушным.
| |