В России, Белоруссии и Казахстане придётся платить утилизационный сбор за ввоз подержанной иномарки. Эта мера может заработать в Таможенном союзе уже в августе, если Госдума успеет принять соответствующий закон. Утилизационный сбор должен заменить загородительные импортные пошлины. Делается это, чтобы соответствовать требованиям ВТО и при этом не нести существенные экономические потери. Ставки налога пока не известны, но эксперты называют цифру в 5-10% от стоимости машины. В грядущих изменениях на автомобильном рынке разбирался коррсепондент радио «Вести ФМ» Алексей Чесноков.
У введения утилизационного сбора за иномарки уже появились свои сторонники и противники. Предполагается, что он станет мерой компенсации снижения импортных пошлин на автомобили после вступления России в ВТО. И будет таким, что подержанные автомобили не смогут вновь поступать на единую территорию Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана. По идее с утверждением нового закона, железного хлама на автомобильном рынке трёх стран должно стать меньше. С этим соглашается и генеральный директор проекта «Автодилер.ру» Олег Дацкив.
«Утилизационный сбор, я считаю, это гениальная находка Минпромторга, потому что пожелание ВТО основное касается и новых машин, и подержанных. Япония, Азия, Европа, США они с удовольствием готовы поставлять нам подержанные машины, чтобы не утилизировать их у себя на территории. В переговорном процессе ВТО автомобильная тема была ключевой. Потому что они рассчитывали, что все эти иномарки привезут к нам сюда, как они возили в 90-х годах. Или по сути до 2009 года на Дальний восток», - считает специалист.
Многие россияне ожидают временного падения цен на автомобили. Ведь пошлины на новые машины по условиям ВТО должны совсем скоро снизиться на 5%. А утилизационный сбор начнёт действовать в лучшем случае с августа. Однако Олег Дацкив советует покупателям не обольщаться раньше времени.
«Да, действительно, пошлина снизилась на 5%, но у нас подорожала логистика, подорожали услуги наших поставщиков различных. И соответственно курсовая нестабильность не позволяет нам сейчас опустить цены на 5%», - замечает эксперт.
Главное, чтобы утилизационный сбор не стал новым загородительным барьером для ввоза иномарок в Россию. У заместителя редактора журнала «За рулём» Вячеслава Субботина к этому нововведению неоднозначное отношение. К тому же, в других странах эта идея реализуется по-разному.
«Во всём мире существует такая норма утилизационный сбор. Это сумма, которая должна быть потрачен на разбор автомобиля. И часть денег нужно вернуть владельцу, который привезёт машину на вот этот сборный пункт. Ну, как бутылки раньше сдавали. Вот это и есть утилизационный сбор. И он заложен в цену товара. Если он реально утилизационный и небольшой, то это цивилизованный путь развития. А если он загородительный, ну реально загородительный. Тогда он вызовет недовольство, особенно у тех, у кого здесь нет производства. ", - говорит Субботин.
Пока известно, что новый сбор будет распространятся абсолютно на все машины, но с импортируемых он будет взиматься в виде „живых" денег. Соответствующие гарантии утилизации должны предоставить и компании-производители, находящиеся на территории России. По-разному придётся оплачивать новые и подержанные авто, ввозимые в Россию, подчеркнул генеральный директор проекта „Автодилер.ру" Олег Дацкив
„Действительно утилизационный сбор будет собираться, но с новых иномарок в принципе он не будет собираться. Будет бумага, которая будет гарантировать, что там через 10 лет концерны, которые импортируют автомобили сюда, их утилизируют", - считает эксперт.
Очевидно, с введением нового налога, надежды на появление на рынке дешевых иномарок после присоединения к ВТО можно похоронить. Возможно, как отмечают эксперты, следствием этого решения станет и рост издержек на производство автомобилей, собранных у нас в стране. Однако и специалисты, и чиновники сходятся во мнении, что он будет существенно ниже, чем для подержанных иномарок.