|
Более 70% доходов бюджету Москвы приносят налоговые платежи, при ослаблении политического ресурса город может лишиться их части.
Во вторник своего кресла лишился Юрий Лужков , мэр богатейшего региона страны. По итогам 2009 г. бюджет Москвы превысил 1,44 трлн руб. «Ведомости» попробовали разобраться, как на него может повлиять смена градоначальника. Смена мэра Москвы не окажет существенного воздействия на бюджетную и долговую политику города, считает аналитик Fitch Владимир Редькин. Москва, по его мнению, продолжит демонстрировать сильные бюджетные показатели на фоне восстановления экономики. Fitch и Standard&Poor's в день отставки Лужкова выпустили сообщения с подтверждениями рейтингов и прогнозов. Бюджет Москвы - особенный, в его доходах очень высокая доля налогов, говорит аналитик «Тройки диалог» Станислав Пономаренко. В 2009 г. три основных налога - налог на прибыль, имущество и доходы физических лиц (НДФЛ) - принесли 78% доходов бюджету. По итогам шести месяцев 2010 г. эта доля в доходах, которые составили 606,4 млрд руб., - 84%. В остальных регионах налоговые доходы не превышают 50% бюджета, отмечает Пономаренко. Треть доходов бюджету Москвы обеспечивают работающие в городе граждане. «В свое время Лужков буквально отвоевал эти деньги у подмосковного губернатора, - напоминает Галина Курляндская, гендиректор Центра фискальной политики. - Изначально предполагалось, что подоходный налог будет уплачиваться по месту жительства, а не работы. Для Москвы, где очень много работающих из Подмосковья, и не только это означало бы потерю значительных средств». Несколько лет назад шла бурная дискуссия о том, чтобы НДФЛ поступал в бюджет по месту жительства плательщика, недовольны были регионы, но министр финансов Алексей Кудрин однозначно заявил, что считает это нецелесообразным. Налог на прибыль, который уплачивают в городской бюджет корпорации - еще один значимый источник дохода. По итогам шести месяцев 2010 г. его доля составляла 45%, а по итогам прошлого года - четверть. Естественно, сейчас может произойти ослабление политического ресурса в Москве и конкуренция за деньги компаний возрастет, считает Галина Курляндская, гендиректор Центра фискальной политики. Существуют определенные схемы, позволяющие компаниям варьировать место уплаты налога, что позволяет им, например, переместиться в регионы с пониженной ставкой. Влияют и чисто политические мотивы, как, в частности, перерегистрация ряда крупный компаний в Санкт-Петербурге после того, как место губернатора заняла Валентины Матвиенко. Поэтому такая вероятность есть. У Москвы очень хорошая налоговая база - они хорошо администрируются, и это делает бюджет города менее зависимым от всевозможных трансфертов, отмечает Пономаренко: «Вряд ли что-то в финансах Москвы изменится принципиально». Но надо дождаться нового назначения, оговаривается он. Сам переходный период никак не скажется на собираемости налогов, этим занимаются федеральные структуры. Да и в целом вряд ли стоит ожидать удара по экономике города по этой причине, согласна Курляндская. В любом случае запас прочности есть - бюджет Москвы за шесть месяцев года аккумулировал профицит в 102 млрд руб., подсчитал Пономаренко. Низкая предсказуемость условий формирования бюджета влияет на уровень рейтинга Москвы, осторожны аналитики S&P.
| |