|
Виктор Ишаев ответил на вопросы, касающиеся работы нового министерства и его роли в развитии региона, сообщили РИАП «Хабаровск онлайн» в пресс-сл
Виктор Ишаев ответил на вопросы, касающиеся работы нового министерства и его роли в развитии региона, сообщили РИАП «Хабаровск онлайн» в пресс-службе полпредства.
На прошлой неделе стал известен состав нового правительства России. В кадровом отношении он существенно - на две трети - обновлен. Обновлена и структура: некоторые ведомства реформированы, есть и такие, которых прежде не было вовсе. В логике этого обновления и неожиданных аппаратных решениях разбирался «Огонек» Новость, которую никто из экспертов не ожидал: в структуре правительства образца 2012 года появилось новое ведомство - Министерство по развитию Дальнего Востока. Какие полномочия ему даны, какие задачи оно будет решать и какими средствами, «Огоньку» рассказал министр, полномочный представитель президента в ДФО, академик РАН Виктор Ишаев. - Виктор Иванович, внесите, пожалуйста, ясность: последние месяцы столько было разговоров вокруг госкорпорации по развитию Сибири и Дальнего Востока, что поневоле напрашивается вывод - идея реализована, но только в виде министерства. Правильный вывод? - Неправильный. Это совершенно другой сюжет. Вопрос о создании корпорации, кстати, до сих пор не решен, да и будет ли решен в том виде, как это подавалось в СМИ, неясно. Существуют разные амбиции и мнения на этот счет, разные разработки, не явленные широкой публике в том числе. Вполне допускаю, что какая-то компания - не госкорпорация, а именно компания - действительно нужна, чтобы привлекать инвесторов в регион. Вот создан, например, Фонд развития Дальнего Востока в ВЭБе, он может быть аккумулятором привлеченных средств. Но в любом случае - компания ли, корпорация ли - это всего лишь один из инструментов в реализации масштабных государственных программ. Министерство по развитию Дальнего Востока - структура с принципиально иными функциями. Идея создания такой структуры вызревала долго и имеет свою историю, которая началась еще при Черномырдине. А логика решения проста: если существует набор разных масштабных госпрограмм, рассчитанных на развитие региона, должно быть одно ведомство, которое за них отвечает, с соответствующими координационными, административными и контрольными полномочиями. Без такой структуры надеяться на эффективную реализацию государственных проектов по обустройству гигантских территорий невозможно. - Чтобы было понятно, о каких масштабах идет речь? - Чтобы было понятно, достаточно нескольких цифр. До 2015 года государство в рамках финансирования почти трех десятков целевых программ вложит в регион 3,3 триллиона рублей. К 2018-2020 годам - еще 9 триллионов. - Для того чтобы присматривать за такими деньгами, простого министерства мало... - А оно и будет непростое. Хотя бы потому, что согласно указу президента о формировании министерства глава ведомства одновременно является полномочным представителем президента РФ в Дальневосточном федеральном округе. То есть работать будет еще и вневедомственный ресурс. - Можно немного конкретнее об этом ресурсе? - Институт полпредства дает право координировать действия различных исполнительных структур, правоохранительных в том числе. У полпреда есть контрольный департамент, который работает по плану контрольного управления администрации президента, это очень серьезный инструмент, который помогает наводить порядок. Фактически в случае необходимости мы можем проверить или, если хотите, простимулировать любую структуру и любое другое министерство, и это является исключительной и уникальной прерогативой. Не скрою, во многом именно по этой причине я согласился занять пост министра: теперь я точно знаю - это должность не декоративная, она обеспечена необходимыми полномочиями. - И что вы как министр с уникальными полномочиями собираетесь в первую очередь делать? Ведь, согласитесь, вмененная вам в обязанность «координация» - это довольно расплывчатая формулировка задач... - Да нет, пожалуй, не соглашусь. На самом деле все очень конкретно: есть детально прописанные планы и программы по разным направлениям, есть графики исполнения решений, за которыми надо следить. А еще надо устранять возникающие по дороге тупиковые ситуации, приводить к общему знаменателю интересы компаний и территорий, которые, увы, редко совпадают. В регион сегодня вкладываются огромные средства. Главный вопрос - насколько эффективно они расходуются. - Ответ на этот вопрос есть? - Ответ на этот вопрос должен появиться. Мы посчитали, например, что ежегодно Дальний Восток недополучает как минимум 300 млрд рублей за счет того, что не выполняются лицензионные соглашения по добыче полезных ископаемых, без пользы расходуются ресурсы, крадется прибыль и так далее. Малайзия, например, с одного куба древесины получает 627 долларов, а мы в среднем по ДФО 90, а в ряде мест и вовсе 30. Разве это не сюжет для пристального внимания? А вот другой: документально - по таможенным декларациям - доказано, что мы продаем в регионе товаров на 1,2-1,6 млрд долларов больше, чем по отчетности, которую компании предоставили нам. Разве не очевидно, что этим стоит предметно заниматься? Есть даже проблема «административных теней»: филиалов, отделов и отделений различных федеральных структур на Дальнем Востоке сотни, если не тысячи, но чем реально они занимаются, сколько бюджетных средств проедают, один бог знает. Инвентаризация тут просто необходима. - И что, новое министерство будет всем этим заниматься? - Будет. В указе, напомню, за нами еще записан и контроль за действиями органов госвласти субъектов Федерации по осуществлению переданных им полномочий. Вот сейчас, например, идет программа по сейсмоусилению домов на Камчатке, под нее выделены немаленькие деньги, но лежат они мертвым грузом: пока не решены правовые проблемы с временным выселением жильцов и арендаторов нижних этажей, работы начинать нельзя. Хорошо бы перебросить эти зависшие деньги на другие полезные проекты, например, заняться строительством. Однако и этого сделать нельзя: средства выделены именно на капитальный ремонт. В итоге работы профинансированы, но не ведутся, деньги лежат без пользы, а губернатор уже ноги сносил до колена, пытаясь найти выход из тупика. Такие «неувязочки» тоже по профилю наши, мы должны их обнаружить и устранить. - Ну и как вы это будете обнаруживать из Москвы - когда несчастный губернатор теперь уже в ваше министерство придет? - На мой взгляд, министерство должно находиться в том регионе, которым управляет. Так что основной штат ведомства будет квартировать в Хабаровске, а в столице откроется представительство. Штат надеюсь ограничить 200 позициями. Конечно, придется регулярно летать на совещания в Москву, но к этому мне не привыкать. Как-то подсчитал: в месяц провожу в воздухе в среднем по 100 часов. И ничего - живу так уже 30 лет. - Раз на азиатской территории России впервые появится министерство, можно считать, что страна поворачивает в сторону Азиатско-Тихоокеанского региона?
| |