|
Мать погибшего рядового Светлана Бербина обратилась 4 июня в Вахитовский районный суд Казани. Женщина просит взыскать денежную компенсацию с войсковой части, в которой застрелился, не выдержав издевательств, ее сын Александр.
Еще в апреле 2011 года Казанский гарнизонный военный суд признал прапорщика войсковой части № 3730 (дислоцированной в Казани) Анатолия Федотова виновным в превышении должностных полномочий с применением насилия и с причинением тяжких последствий и назначил ему наказание в виде 4 лет лишения свободы в колонии общего режима. Осужденного лишили права занимать командные должности в Вооруженных силах в течение двух лет и звания.
Суд установил, что утром 12 июня 2009 года на территории Казанского порохового завода нетрезвый прапорщик Анатолий Федотов потребовал от Александра Бербина надеть противогаз и в таком виде заставил его выносить мебель из караульного помещения наружу - якобы «для тренировки навыков тушения пожара». Спустя некоторое время Александр снял противогаз, это разозлило пьяного прапорщика, который приказал подчиненному принять «упор лежа». Бербин отказался - тогда Федотов отвел рядового за угол караульного помещения и несколько раз ударил его, в том числе «ногой, обутой в ботинок с высоким берцем».
У 23-летнего Бербина образовались «ссадины лобной области справа и слева, на спинке носа, в левых скуловой и щечной областях, в левой надлопаточной области, двух на правой голени, кровоподтеки на верхних веках обоих глаз, правой щечной области и в проекции нижней челюсти справа».
Следствие пришло к выводу, что избиение со стороны прапорщика привело к развитию у Бербина «временного психического расстройства в форме острой реакции на стресс, обусловленного внезапно возникшей угрозой его жизни». В ходе несения караульной службы, тяжело переживая жестокое обращение со стороны Федотова, ощущая субъективную непереносимость сложившейся ситуации и отсутствие выхода из нее, рядовой решил покончить жизнь самоубийством. Перед этим он получил штатное оружие - автомат Калашникова и два снаряженных магазина, в каждом из которых было по 10 патронов.
Из материалов дела следовало, что Бербин совершил суицид возле постового грибка - рядовой вставил в рот дуло автомата и нажал на спусковой крючок.
«Саша по собственному желанию пошел в армию, - вспоминает Светлана Бербина. - Прошел "учебку", служил в Таджикистане. Перенес все тяготы и лишения срочной службы, на личном опыте познал "дедовщину", что зафиксировано в заключении посмертной психолого-психиатрической экспертизы. Однако, вернувшись из армии, сын решил продолжить службу - по контракту».
По словам женщины, еще больше обостряет боль тот факт, что Александр погиб не в "горячей точке", а в глубоком тылу, в войсковой части, осуществляющей охрану Казанского порохового завода, который имеет федеральное значение.
Сейчас Светлана Бербина требует компенсации морального вреда в размере 2,5 миллионов рублей. В заявлении женщина подчеркнула, что на этапе предварительного следствия по делу о гибели ее сына ответчик представлял сведения, препятствовавшие установлению истинной картины происшествия и виновных лиц.
| |