|
Атомные программы самых различных государств обсудили в Берлине гости Люксембургского форума. В центре внимания были прежде всего военные проекты, а также опасность ядерного терроризма.
Мы стали на пять лет ближе к судному дню. Председатель Люксембургского форума Вячеслав Кантор уже во вступительной речи задал тон мероприятию. Спустя пять лет после создания Международной конференции по предотвращению ядерной катастрофы (Люксембургского форума) повестка дня организации не стала короче.
«Во-первых, это проблема Ирана, во-вторых, это проблема Северной Кореи, в-третьих, это проблема так называемой Южной Азии - это Пакистан, Индия. В-четвертых - кстати говоря, порядок не имеет никакого значения, все эти направления равно опасные - это угроза ядерного терроризма», - говорит председатель Люксембургского форума Вячеслав Кантор.
Неправительственная структура, созданная в 2007-м году, объединила более 50 экспертов - ученые, дипломаты, политики, военные. Этакий совет ядерных мудрецов, цель которого - не просто обсудить проблемы нераспространения, а предложить их конкретные решения.
«В былые годы в этой теме - к ядерной - не подпускали никого, это была закрытая тема, и только представители министерств вели переговоры, обсуждали эту проблематику. Очень важно, что сегодня к этой проблематике активно подключаются экспертное сообщество и общественные организации. Потому что ядерная проблема - это не только вопрос межгосударственных переговоров, сегодня это реальная проблема, которая затрагивает каждого человека», - говорит член наблюдательного Совета Люксембургского форума по предотвращению ядерной катастрофы Игорь Иванов, в 1998-2004 годах - министр иностранных дел России.
Самой острой темой юбилейного съезда стал, конечно, Иран. Переговоры Тегерана с шестеркой посредников, прошедшие в конце мая в Багдаде, не дали результатов: в Исламской республике заявили, что будут и дальше обогащать уран. Столь непримиримая позиция заставляет многих говорить о точке невозврата. Возможность военной интервенции обсуждалась и участниками форума.
«Ни в коем случае не военное вмешательство - эксперты против этого сценария. Нет альтернативы политико-дипломатическому развитию ситуации», - говорит Вячеслав Кантор.
Именно переговоры позволили совершить настоящий прорыв в сфере нераспространения ядерного оружия - подписать договор СНВ-3 между Россией и США. На Люксембургском форуме это соглашение активно обсуждали - не только в настоящем, но и будущем времени: останавливаться на достигнутом нельзя.
В кулуарах форума много говорилось о том, что мировое сообщество перестало боятся ядерной катастрофы. Фактор положительный, но в то же время тревожный: ведь наряду со всеми возможными видами глобальных кризисов - экономическим, политическим, социальным - ядерный является самым непредсказуемым, а потому самым опасным.
| |