|
В очередной раз подвергнуть критике мировую стратегию выхода из кризиса не преминул в своем блоге американский экономист Пол Кругман. На этот раз он с явной иронией прошелся по иррациональным настроениям, царящим в системе центробанков, проводящих так называемую «политику боли».
Сегодня в системе мировых центральных банков есть два типа мыслителей, пишет Кругман. Одни - люди серьезные, полагающие, что ввиду высокой безработицы и снижающейся инфляции нужно поднять процентные ставки. Почему? Потому что так полагается поступить серьезному экономисту. С другой стороны - люди несерьезные. Они пребывают в полной уверенности, что с дефляцией нужно бороться с не меньшей решимостью, чем с инфляцией. А еще - что нужно не дать нынешнему спаду трансформироваться в хроническую депрессию.
«Вот чудаки, правда? - пишет Кругман. - В Швеции мой бывший коллега Ларс Свенссон, ныне работающий в Riksbank, озабочен стремлением окружающих его экономистов поднять процентные ставки перед лицом инфляции, упавшей значительно ниже намеченного уровня, при том, что экономике еще выкарабкиваться и выкарабкиваться. "Что бы он понимал! - иронизирует экономист. - Всего лишь один из ведущих в мире специалистов по монетарной политике - подумаешь".
В Британии Адам Позен из Комитета по денежно-кредитной политике настроен более решительно - идет дальше простых терзаний. "О том, что мы насытили экономику денежной массой в достаточном объеме, мы узнаем только по улучшению таких показателей, как рыночные процентные ставки, зарплаты, выпуск продукции, занятость и инфляционные ожидания, - теперь уже Кругман цитирует Позена. - Я отнюдь не считаю убедительными аргументы центробанка вроде: „Посмотрите, в борьбе с кризисом мы сделали то, чего не делали никогда". Все равно, что сказать: „Этот пожар давно должен быть потушен - мы же вылили на него столько воды, сколько не выливали ни на один другой". Или так: „мы уже должны приехать - ведь столько уже петляем, и бензин на нуле".
„А он что понимает? - не унимается Кругман. Подумаешь - ведущий эксперт по японскому кризису. Не авторитет". Рост популярности „политики боли" в мировой экономике поистине не поддается рациональному объяснению, резюмирует Кргуман. Ведь все основные процессы в макроэкономике указывают как раз на то, что нужно дальнейшее стимулирование - как монетарное, так и фискальное.
Именно эти меры хорошо зарекомендовали себя в ходе рецессии . В то же время „доктрина боли" показала свою полную провальность. И, тем не менее, серьезные вершители экономической политики, не слушая экспертов, с серьезным видом отвергают теорию, которая работает, предпочитая ей заведомо нерабочую, сетует Пол Кругман.
| |