|
В Третьяковской галерее открылась выставка «Основы графики», посвященная фактуре материала, на котором творят художники - бумаге и дереву, шелку и стеклу.
В экспозицию вошло около 150 произведений русских художников XVIII - начала XX века. Здесь можно увидеть гладкий «бристольский картон» для акварельного портрета, крупнозернистую бумагу типа «торшон», популярную в России на рубеже XIX-ХХ веков, работы пастелью на пергаменте.
Пейзаж на лиловом фоне, натюрморт - на синем. Автор - Михаил Ларионов - листы, на самом деле, не раскрашивал. Это обыкновенная оберточная бумага, в которую когда-то завернули подарки для художника. Авангардист ее не выбросил, пустил в дело. На выставке в Третьяковской галерее можно постичь «Основы графики», будь то стекло, как у Василия Кандинского, шелк у Ивана Шишкина или старинная бумага с водяным знаком в виде виноградной кисти у того же Ларионова.
«Это бумага, где-то там купленная на французских развалах. Он на ней изобразил целую серию натюрмортов, главным действующим лицом которой стала виноградная кисть в разной степени сохранности, то есть иногда полная, а иногда уже съеденная», - рассказывает Ирина Шуманова, заведующая отделом графики XVIII - начала XX века Государственной Третьяковской галереи.
Разглядывая, что нарисовано, зритель подчас не обращает внимания на чём, а ведь цвет и фактура материала - одно из главных изобразительных средств в графике, говорит Лидия Иовлева. Выставка раскрывает секреты: нежная пастель, оказывается, лучше всего ложится на наждачную бумагу. Пример - «Портрет сына» художника Фомы Торопова. Тонкие штрихи выводят графитным карандашом по papir pelle. Это гладкая, загрунтованная бумага. Очень дорогая - в конце XIX века в Россию ее привозили из Германии. Но Алексей Саврасов не жалел денег на свои монохромные пейзажи.
«Вот он берет свой любимый мотив, вот так тушует, пишет вот эту лужицу весеннюю, избушку, деревца, где прорисовывает, где "растушка", а где-то оставляет белую бумагу. Но если она будет просто белой, то она будет чужеродной, тогда он ее чуть-чуть проскребает», - показывает Лидия Иовлева, заместитель генерального директора Государственной Третьяковской галереи по научной работе.
Кандинский, наоборот, на рыхлой, бугристой бумаге писал акварелью. Это другой образ весны - абстрактный. Александр Иванов использовал коричневую основу для евангельского сюжета «Хождение по водам».
«Едва-едва обозначена вот эта фигура, таким рисунком легким, который возникает действительно как видение», - поясняет Евгения Илюхина, куратор выставки.
Виктор Борисов-Мусатов обыгрывает структуру бумаги verge - то есть, сетчатой. Штрихи его пастели будто цепляются за едва различимые полосы листа. Правда, чтобы это заметить, придется подойти вплотную к рисунку. Впрочем, именно так и следует рассматривать эту экспозицию.
Выставка стала поводом достать из запасников Третьяковской галереи 150 произведений русских художников. Их редко показывают широкой публике: рисунки - экспонаты крайне хрупкие. Всего в коллекции музея около 40 тысяч графических работ - это только отдельных листов. Если считать еще и альбомы, то в два с половиной раза больше.
| |