|
По сравнению с выборами и протестами получение водительских прав за взятку или вождение автомобиля в нетрезвом состоянии - проблемы, казалось бы, второго плана. Но это вопросы жизни и смерти.
По данным ГИБДД, в 2011 г. в России произошло около 100000 аварий, в них погибло 28000 человек, а 250000 получили увечья. По вине нетрезвых водителей произошло 7% аварий, на них пришлось 11% всех погибших. Скорее всего, процент аварий с участием пьяных водителей выше, чем по официальным данным. В июне 2012 г. в Госдуму поступит законопроект, предлагающий за повторное управление автомобилем в нетрезвом состоянии лишать прав пожизненно. Законопроект будет выставлен на общественное обсуждение. Очевидно, что вопрос безопасности на дорогах в целом и пьяных водителей в частности -одна из самых важных проблем, влияющих на качество жизни, а порой и на саму жизнь россиян. Действительно ли коррупцию следует винить ДТП? Марианн Бертранд и Симеон Дьянков с коллегами изучили процедуру получения прав 822 претендентами в Нью-Дели в Индии (и опубликовали результаты в Quarterly Journal of Economics). Всех участников исследования разделили случайным образом на три группы. В первой группе выплачивался значительный денежный бонус, если участник исследования сможет получить права за 31 день (30 дней - абсолютный минимум для получения прав в Индии). Второй группе предлагался не бонус, а бесплатный урок вождения. Третьей - контрольной - группе не причитался ни бонус, ни бесплатный урок. Оказалось, что участники из первой группы смогли получить права на 40% быстрее и прошли испытания на 20 процентных пунктов успешнее, чем две другие группы. Итак, те, кто хотел получить права быстрее и был готов за это платить, действительно получили их быстрее. Но после получения прав авторы исследования - неожиданно для водителей - провели независимый экзамен по вождению. Оказалось, что водители из бонусной группы сдали экзамен не лучше, а хуже водителей из контрольной группы. Из тех, кто получил права, 69% в бонусной группе (против 61% в контрольной группе) провалили экзамен. Провалом считался такой результат, который независимый инструктор отказывался засчитывать. Впрочем, тот факт, что процент провала в контрольной группе был очень высок, означает, что и в целом полицейские инспекторы не заинтересованы в эффективной проверке знаний. Авторы исследования провели еще один тест. Они наняли актеров, которые говорили посредникам (посредники фактически относят взятки полицейским), что они не умеют водить машину. В 100% случаев посредники гарантировали получение прав. Это исследование подтверждает, что взятки не только ускоряют получение прав, но и порождают водителей, не умеющих водить, что, безусловно, приводит и к значительно более высокому проценту ДТП. Вождение в нетрезвом состоянии - это не только российская проблема. По оценкам Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), в странах с низким уровнем доходов от 33 до 69% всех погибших водителей и от 8 до 29% водителей, получивших увечья, были в состоянии алкогольного опьянения. ВОЗ прогнозирует, что к 2020 г. потери общества от смертей и увечий в результате ДТП будут на третьем по значимости месте среди всех причин (сейчас - на девятом). Многочисленные исследования указывают на то, что проверки водителей полицией позволяют снизить число происшествий и смертей на 17-20%. Впрочем, лишь недавно исследователю Абиджиту Банержи с коллегами удалось установить именно причинно-следственную связь между проверками на дорогах и количеством пьяных водителей (статья «Преступление, наказание и мониторинг»). В период 2010-2011 гг. авторы статьи провели «натурный эксперимент» в 223 полицейских участках в индийском штате Раджастан. В 180 из этих участков полицейские случайным образом устраивали одну, две или три облавы на пьяных водителей в разных местах либо в постоянном месте. Посты останавливали машины и проверяли водителей на алкотестере либо случайно (например, каждого 10-го), либо по решению самих полицейских. Часть облав проводилась не местными полицейскими, а резервистами, которым был обещан перевод на работу в лучший полицейский участок (это самый сильный стимул для рядовых индийских полицейских) и деятельность которых проверялась более тщательно. Результаты исследования подтверждают, что проведение облав увеличивает риски для пьяных водителей, вызванные арестом или дополнительным временем на объезд постов, и поэтому снижает процент пьяных водителей. Пожалуй, самым интересным результатом исследования стало то, что полицейские из резерва добились значительно лучших результатов. Они останавливали на 50% больше машин и проводили больше времени на постах, что увеличило число задержанных пьяных водителей вдвое. Конечно, Индия не Россия - коррупция там все же поменьше (95-е место, по данным Transparency International, против российского 143-го). Но снижение количества прав, выданных за взятки, и числа пьяных водителей на дорогах - посильная задача для нового министра внутренних дел. Более того, результаты такой работы легко оценить; они вряд ли зависят от цены на нефть, глобальных кризисов или происков зарубежных врагов. Именно такие малые дела в значительной степени определяют качество жизни и поддержку избирателей.
Авторы - ректор Российской экономической школы; профессор Йельского университета и Российской экономической школы
| |