|
Все чаще бездетные пары в России прибегают к услугам суррогатных матерей. Однако ни такая мама, ни потенциальные родители не могут быть уверены, что эта процедура пройдет как надо. И не из-за медицинских показаний, а потому, что закон о суррогатном материнстве полон пробелов и толком не защищает ни ту, ни другую сторону.
Что делать, если суррогатная мать отказывается отдать младенца? А если наоборот - семейная пара передумала заводить ребенка? С кем останется малыш, если его будущие родители развелись, пока его вынашивала суррогатная мать? Об этом ведущие «Утра России» побеседовали с юристом Романом Емашевым и врачом-репродуктологом Виталием Барковым.
По словам юриста, было бы неправильно говорить, что суррогатное материнство в России никак не регулируется. В нашей стране, в отличие от многих стран Европы, есть целый ряд законов на эту тему. Суррогатное материнство законом определяется как вынашивание донорского, чужого по отношению к вынашивающей женщине эмбриона.
С 1 января родителями-заказчиками могут быть не только люди, состоящие в зарегистрированном браке, но и пара, официально не оформившая отношения. Кроме того, прибегнуть к услугам суррогатной матери может и одинокая женщина.
«На сегодняшний день законом не установлена обязанность суррогатной матери передать ребенка генетическим родителям. Также не установлена и обязанность этих родителей принять ребенка, рожденного по данной программе, - отметил Роман Емашев. - Такие нормы обязательно должны быть в законе».
Юрист привел в пример украинское законодательство: там такие нормы есть, и генетические родители должны в любом случае принять ребенка (либо детей, если беременность многоплодная). Причем, заказчики считаются родителями этого младенца с момента зачатия.
По словам Емашева, если супруги отказались принимать ребенка от суррогатной матери, их можно заставить это сделать через суд. «Должна подключаться какая-то социальная программа. Дети должны передаваться в органы опеки и попечительства с дальнейшим усыновлением, а родители, которые отказались их забрать, должны выделять деньги на их содержание, то есть, выплачивать алименты», - рассказал он. Осталось все это прописать в законе и принять.
Виталий Барков, в свою очередь, отметил, что в его практике не было случаев, когда суррогатная мать отказывалась бы отдать ребенка. По его словам, если женщина пошла на такую процедуру, она уже заранее морально себя подготовила к этому. Большим стимулом является финансовое вознаграждение, ведь чаще всего именно ради него женщины решаются участвовать в такой программе в качестве суррогатных матерей.
| |