|
В своей колонке Александр Шмурнов подводит некоторые итоги четвёртого круга Открытого чемпионата Франции и оценивает состав четвертьфиналов в одиночных разрядах.
Слово «сенсация» уже потеряло свой первоначальный смысл в женском турнире нынешнего «Ролан Гаррос». Похоже, сенсацией будет победа кого-то из фаворитов. Которых осталось-то - раз-два и обчёлся. И в этом повороте сюжета всё больше и больше логики. Если кто-то много выиграл, израсходовал нервную энергию, наигрался до одури - его неминуемо догонят и обойдут на повороте. Это было с Петрой Квитовой на стыке сезонов, это произошло с Каролин Возняцки в начале 2012-го, это, судя по всему, происходит сейчас с Викой Азаренко... Хотелось бы, чтобы сия чаша минула Машу Шарапову, которая избавилась, тьфу-тьфу-тьфу, от мучивших её много лет проблем с подачей, оставаясь при этом самым опытным игроком сегодняшней элиты (сестры Уильямс вне зачёта). С определением, правда, стоит повременить, ведь о Шараповой в последние годы не говорили как о безусловном лидере - не было для этого оснований. В скобках - Квитова: она хотя не смогла прошлой осенью добраться до первой строчки, но в роли явного фаворита побывать успела. И всё-таки примеривать к Шараповой лидерские мерки многие спешат уже сейчас, на переправе парижского турнира, ведь после поражения Азаренко россиянка осталась за лидера посева и, по общему мнению, заслуживает победы в Париже. Возможно, так оно и есть, возможно, это отчётливо понимает и сама Шарапова, и тогда проблемы Маши в давешнем матче 1/8 финала с Кларой Закопаловой понятны. Ответственность, неотвратимость победы всегда действуют на сознание, и надо быть очень сильным игроком, чтобы справиться с этой перегрузкой. Невооружённым глазом было видно, что Шарапова чувствует себя не вполне комфортно, выбирает порой странные решения и комкает собственную игру. Но она выиграла! Тогда как почти все остальные фавориты - по разным причинам, в том числе и из-за груза предвкушения победы, - свои задачи провалили. Главной неожиданностью (но всё же не сенсацией) в этом ряду я бы назвал проигрыш в 1/8 финала прошлогодней чемпионки - китаянки На Ли. Её в мандраже никто прежде не уличал, так что, похоже, причина такого результата - не в психологии. Просто физически Ли оказалась не на уровне, что подтвердила слабая статистика на первой подаче. Но, главное, свой, возможно, лучший матч в карьере провела Ярослава Шведова. И если есть какой-то смысл говорить о сенсациях, то со знаком «плюс». В восьмёрке оказалось сразу несколько неожиданных фигур, и появление Шведовой в их ряду - самая приятная новость. Жаль, конечно, что вот уже четыре года как москвичка выступает за Казахстан, но боржом пить поздно, и надо просто поболеть за отличного игрока. История Шведовой похожа на многие современные теннисные судьбы: отличный парный игрок, она слишком редко «попадала в такт» сезона в одиночных турнирах - выбирая из-за статуса звезды парной игры сильные турниры, Ярослава набирала меньше рейтинговых баллов, чем могла бы, строя календарь иначе. Однако в 2010 году Шведова всё-таки совершила прорыв именно на парижских кортах, дойдя до четвертьфинала. Если бы не мениск, 2011 год обещал новый подъём, теперь есть вероятность, что заслуженного нового пика в карьере одиночного игрока Ярослава достигнет в 2012-м. Возвращаясь к фаворитам, замечу, что отношу к ним (несмотря на низкий номер посева) и Светлану Кузнецову, которая в очередной раз проявила чудеса безволия именно в тот момент, когда нужно было продемонстрировать не только талант, но и характер. А именно - в решающие моменты второго сета поединка с Сарой Эррани. Примерно в то же время, под тот же аккомпанемент ликования итальянской публики проигрывал свой матч 1/8 финала первый номер мужского тенниса Новак Джокович. Однако он, когда, как и у Кузнецовой, игра более или менее наладилась, нашёл силы для ещё одного ускорения. Пятый сет поединка с Андреасом Сеппи Джокович провёл очень убедительно, и на этом заострили своё внимание многие специалисты, в том числе уважаемый Матс Виландер, много лет во время «Ролан Гаррос» ведущий ежедневную колонку в «Экип». Никоим образом не споря с легендарным шведом, великим теннисистом и проницательным аналитиком, с которым мне не раз доводилось общаться на турнирах «Большого шлема» и от которого посчастливилось почерпнуть немало премудростей, я всё же замечу, что, на мой взгляд, главный прорыв Джокович совершил не в третьем и не в пятом сете, как считает Виландер, а в четвёртом. Сеппи не был сломлен проигрышем третьей партии, итальянец вообще провёл матч на высочайшем уровне и готов был к победе вплоть до последнего розыгрыша. Но важно, что и Новак не позволил ни себе, ни сопернику, ни публике усомниться в его, Джоковича, статусе. У него не летел мяч справа, что случается уже не впервые во время грунтовых турниров при промозглой погоде. Он, возможно, даже понимал в какие-то моменты, что обыгрывать Сеппи в этих условиях ему, по сути, нечем. Но он ни разу не подал виду, ни разу не превратился в нервного неудачника, хотя ошибался так часто, как, может быть, никогда в жизни, хотя был раздёрган ходом поединка, во время которого Сеппи отыгрывал брейки и претендовал на новые рывки, несмотря на изменившиеся к четвёртому сету условия. Джокович, однако, терпел и складывал в копилку крохи удач, не заботясь о том, как это выглядит, не боясь произвести нецарское впечатление и не впадая в депрессию. Всё вместе это и называется чемпионским характером. Хотя, и тут я совершенно согласен с Виландером, для победы над Надалем (а то даже и над Жо-Вилфридом Цонгой в четвертьфинале) этого Новаку может и не хватить. Небо над Парижем третий день хмурится, мячи тяжелы, а это самая сложная погода для Джоковича. И, если взять себя в руки и раз в жизни поверить синоптикам, ненастье продлится аж до пятницы... И всё же мужская элита остается элитой. Надаль и Джокович (ставлю в таком порядке, повинуясь турнирному раскладу), Федерер и Феррер, Маррей, Цонга и дель Потро честь элитарного клуба защищают безупречно, да и Альмагро в этом списке человек не лишний, хотя в четвертьфинале ему и уготована роль спарринг-партнёра для Рафы. В женском же турнире на восьмёрку без слёз смотреть невозможно. Ну, пусть хотя бы это будут слёзы радости...
| |