|
7 июня 2012 года в рамках 23-го Открытого российского кинофестиваля «Кинотавр» состоится круглый стол «Фонд кино в диалоге. Системный подход к формированию государственной поддержки в кино: структурирование и эффективное распределение средств», организованный Фондом кино при участии Интернет-портала «ПрофиСинема». Главный редактор Нина Ромодановская поговорила с исполнительным директором Фонда кино Сергеем Александровичем Толстиковым о проблемах, которые будут обсуждаться на круглом столе.
Нина Ромодановская: Какой должна быть система господдержки? Сергей Толстиков: Система господдержки - составная часть реализации госполитики в области кинематографии, в которую, помимо господдержки, входит и образование, и международное продвижение картин, и ряд других элементов. В то же время господдержка - важнейшая составляющая системы госполитики. Поэтому она должна быть в первую очередь целевой. Во-вторых, четко артикулированной по направлениям реализации с прописанными механизмами и инструментами. И, конечно же, главный момент - управление этим процессом. Нина Ромодановская: В чем заключается основная проблема? Сергей Толстиков: Сейчас главная проблема состоит в том, что идет разнонаправленное движение, а единого вектора, координирующего весь процесс в полном объеме, пока нет. Частично он реализуется через инициативы киносообщества. Какие-то темы, например, пиратство в Интернете или единый электронный билет, активно обсуждаются и решаются. Но сказать, что есть системный и компетентный подход к решению отраслевых проблем, еще нельзя. Нина Ромодановская: В России это всегда было самым сложным - договориться. В каком направлении надо двигаться? Сергей Толстиков: На самом деле это не такой уж и сложный вопрос. У нас должна быть европейская система господдержки, которая в то же время учитывает российскую специфику. В чем состоит эта специфика? В том, что уже есть, например, сложившаяся система кинопоказа. Есть особенности в налоговом законодательстве. Мы не можем просто копировать французскую или немецкую систему, или еще какую-то. Европейскую модель необходимо трансформировать, исходя, прежде всего, из наших условий. Что подразумевается под понятием европейская модель? Прежде всего то, что мы находимся в состоянии конкуренции с Голливудом. На российском рынке 80% голливудской продукции. Это транснациональный продукт мирового качества, который создается для глобального проката и продается как в Китае, России, так и в Латинской Америке. И это главная проблема. Поэтому нам необходима именно европейская модель, прежде всего для развития российского культурного кода в сфере кино. Нина Ромодановская: На данный момент понятны основные принципы формирования системы господдержи? Сергей Толстиков: Да, принципы сформулированы. Есть совершенно четкие направления, по которым нужно реализовывать господдержку. Например, нельзя оказывать господдержку производству и не давать денег на прокат. Должен быть баланс. Нужна базовая обоснованная методология распределения средств, в соответствии с которой всегда четко понятно, сколько на каждое направление можно запросить. Например, на дебюты сколько нужно? Дебюты - это очень важно! Если у нас не будет дебютного кино, то не будет вообще никакого кинематографа. Ведь далеко не все продюсеры заинтересованы в том, чтобы делать дебютное кино. Большинство как раз стремится работать с уже зарекомендовавшими себя режиссерами. Еще один момент - жанровая специфика производимых лент. Если говорить о целостности кинематографа, то нужно снимать, прежде всего, разножанровое кино. Потому что комедия может быть коммерчески успешной, а фильм со сложной социальной проблематикой никогда не окупиться. Поэтому нужна методология бюджетирования, точно определяющая направления, по которым государственные средства должны распределяться. Нина Ромодановская: Но деньги выдаются, тем не менее, на конкретные проекты, и здесь есть ряд проблем. Сергей Толстиков: Да, в основе все равно лежит поддержка конкретного проекта. Центральной фигурой в кино является продюсер. Продюсер - инициатор проекта, который находит средства на его реализацию. Но когда мы оказываем поддержку, то все равно должны проводить экспертизу этого проекта. Взаимоотношения между экспертизой и продюсером - это самая проблемная точка, которую мы имеем. Но можно ли обойтись без экспертизы? Нет, нельзя. У нас есть пример с лидерами, который во многом себя оправдал. Потому что эти компании несут всю полноту ответственности за производство. Но с экономической точки зрения, конкурентное преимущество у них есть, прежде всего, в одном сегменте. Как показывает практика, это среднее и крупнобюджетное (по нашим меркам, разумеется) жанровое кино. Нина Ромодановская: Многие продюсеры недовольны экспертными советами. Сергей Толстиков: Да, но при этом продюсеры, которые не довольны экспертизой, порой сами ничего не создают. Потому что успешных продюсеров у нас единицы, а недовольных много. Но, конечно, задача улучшить экспертизу понятна. Нина Ромодановская: Как будет формироваться методология бюджетирования? Кто будет этим заниматься? Сергей Толстиков: В любом случае нужно приглашать компетентных и авторитетных людей к обсуждению, для выработки профессиональных решений. И формулировать эти решения. Ничего другого не придумаешь. Орган госполитики в данном случае, безусловно, Министерство культуры. За эффективность расходования бюджетных средств отвечает тот, кто их распределяет. Если средства распределяет Фонд, то ответственность за расходование этих средств лежит на Фонде. Нина Ромодановская: Недавние парламентские слушания о принятии изменений в Федеральный Закон о кино могут стать началом конструктивного диалога? Сергей Толстиков: Дума - это орган законодательной власти. Нам очень важно иметь диалог с законодательной властью, потому что любые поправки в законы идут через Думу.
| |