|
В третий день «Кинотавра» показали фильм «Жить» - вторая полнометражная картина Василия Сигарева, драматурга и киносценариста, чей режиссерский дебют «Волчок» уже завоевывал первые места на российских и международных фестивалях.
Несколько параллельно развивающихся историй: злая мать (Анна Уколова) и равнодушный отчим (Константин Гацалов) гоняют пацана, главное прегрешение которого состоит в том, что он подолгу стоит у окна. Еще одна мать, исправившаяся (Ольга Лапшина), ждет, когда милиция вернет ей дочерей: из разговоров с сотрудницей становится ясно, что она какое-то время назад упала на дно и едва не лишилась родительских прав; теперь у нее есть шанс. Ребята беззаботно проводят свои дни, но затем опрометчиво светят пачкой купюр перед гопником в электричке. Есть еще аутичный мужчина на велосипеде (Евгений Сытый) - окружающие с ним не слишком милы. Молодая пара (Яна Троянова и Алексей Филимонов) пытается оставить в прошлом совершенные глупости и начать с чистого листа. «Жить» стал одним из самых ожидаемых событий конкурса по нескольким причинам. Дебютный фильм Сигарева «Волчок» еще в 2009 году получил на фестивале в Сочи сразу четыре приза: за лучший фильм, за сценарий, за лучшую женскую роль (Яне Трояновой) и приз «Белый слон» Гильдии киноведов и кинокритиков. «Жить», в свою очередь, до «Кинотавра» ездил на фестиваль в Роттердаме. И особо едкие зрители и критики, посмотревшие картину в Голландии, переименовывали ее в «Жуть». Что вполне соответствовало репутации Сигарева, к моменту своего прихода в кинорежиссуру уже имевшему в послужном списке несколько громких театральных пьес, в числе которых «Пластилин», «Фантонмые боли», «Божьи коровки возвращаются на землю». В театральном мире именно они создали Сигареву реноме скурпулезного исследователя бытового ужаса. При этом в нынешнем фильме жуть нагнетается не столько за счет живописания социальных проблем, сколько тем, как Сигарев и оператор половины лучших российских фильмов Алишер Хамидходжаев («977» и «Сказка про темноту» Николая Хомерики, «Все умрут, а я останусь» Валерии Гай Германики, «4» Ильи Хржановского) резко опрокидывают мир простых вещей, на фоне которого люди сталкиваются со своим - поначалу терпимыми - проблемами: то хулиганы велосипед отнимут, то мама подзатыльник отвесит. Провинциальные улицы, квартиры и дома, индустриальные ландашфты, разговоры героев - когда взрывается их бытование, Сигарев с какой-то избыточно настойчивой безжалостностью начинает методично топить зрителя в омуте. В первую очередь память подсказывает аналогию с «Танцующей в темноте» Ларса фон Триера, где обрушивающийся на героиню мир раздражал издевательской несправедливостью. Но если фильм Триера встраивался в его теологическое исследование жертвенности (после «Рассекая волны» и перед «Догвиллем»), то Сигарев скорее пытается понять - можно ли принять то, что невозможно принять, и если можно, то как это сделать. Получается, что ужас перед лицом абсолютной катастрофы выстраивается убедительно - хотя, как и в «Волчке», режиссер грешит прямолинейностью образов и символов. Там детским пальцем разводили кровь в молоке - здесь окровавленная женская рука опускается в ведро горячей воды. И сбегает фарфоровый ангел, который должен был бы хранить людей. И в финале, кажется, не находится иного способа утвердить жизнь иначе, кроме как крупно выведя на экран призыв: «ЖИТЬ». Также на «Кинотавре» был показан участвующий в конкурсе фильм Всеволода Бенигсена «Аварийное состояние» и второй блок короткометражных работ. Начала свою работу дискуссионая программа «Пять вечеров» - разговор кинокритиков с режиссером фильма «Пока ночь не разлучит» Борисом Хлебниковым перерос в спор о том, справляется ли критика со своими задачами Автор: Владимир Лященко (Сочи).
| |