|
Двукратный олимпийский чемпион Борис Михайлов стал для Крутова крестным отцом. На излете карьеры форварда-легенды их поставили в одно звено. А спустя 30 лет главный тренер ЦСКА Борис Петрович пригласил Владимира Евгеньевича в свой штаб. И вскоре Крутов возглавил родной клуб.
- Борис Петрович, помните, как Крутов пришел в ЦСКА?
- Володя Крутов... - Михайлов на несколько секунд задумывается. - Он появился в ЦСКА незаметно. Крепыш, очень настырный и отчаянный. Мужества в нем было на всю команду. Впрочем, таких через ЦСКА проходило немало. Виктор Васильевич Тихонов заботился о смене и всегда подпускал к мастерам одного-двух юниоров, но далеко не из каждого выходил толк. А Володя оказался очень настойчивым, без страха лез в самую горячую точку площадки - на пятачок, собирал синяки и шишки. В этом он, пожалуй, с меня брал пример. А какой сумасшедшей скоростью наделила его природа! Если разгонится - не остановить. С кистей мог засадить подходяще.
- Самое яркое воспоминание о молодом Крутове?
- Матч с московским «Динамо» в конце 70-х (5 октября 1979 года. - Прим. ред.). В начале третьего периода горим 3:4. Очень тогда окрысились на нас Валерка Васильев и братья Голиковы. Мы не знали, что делать. И тут на первый план вышел Крутов, ему и 20 еще не стукнуло. Он забил четыре шайбы, мы победили 7:4. Виктор Васильевич был потрясен и вскоре включил юниора в олимпийскую сборную на Игры в Лейк-Плэсиде.
- Первое боевое крещение в сборной и сразу на Олимпиаде! Тихонов сильно рисковал...
- И шампанского не испил. Но только не по вине Крутова. На Играх Володю определили в четвертое звено с опытными Мальцевым и Лебедевым. Эта тройка в итоге стала лучшей на Олимпиаде. На предпоследней минуте проигрываем финнам 1:2, Крутов сравнивает счет, а мы уже добиваем рассыпавшегося соперника - 4:2.
Забил Крутов и в роковом матче американцам, в котором наша непобедимая сборная проиграла 3:4. Когда четвертая шайба влетела в ворота Мышкина, Володя отбывал малый штраф. Тихонов в сердцах сказал ему: «Ты проиграл мне Олимпиаду». Но потом никогда этих слов не повторял, а Крутова только хвалил.
- Последние в карьере матчи за сборную вы провели в одном звене с Крутовым. Как это получилось?
- После Лейк-Плэсида чемпионат мира не проводили, его заменил престижный турнир сборных на Кубок Швеции. Проиграть его для Тихонова означало распрощаться с национальной командой. Виктор Васильевич пошел на смелый шаг - не взял в Стокгольм ветеранов Васильева и Петрова, которые, по его мнению, провалили Олимпиаду. Крутова поставили в наше звено. Валерка Харламов уступил ему свой любимый левый фланг и переместился в центр. Харлам, хоть и слыл острым на язык, но к Володе отнесся как старший брат. Впрочем, Крутову подсказки не очень-то и требовались. Он все схватывал на лету. Мы выиграли тот турнир, и Крутов окончательно прописался в сборной.
В сентябре 80-го я с ним сыграл в последний раз. В Чехословакии на турнире на призы газеты «Руде право» с передач Крутова забил чехам два гола, мы победили 5:3. А через два месяца меня из ЦСКА и сборной убрали.
- И на своем первом чемпионате мира Крутов выходил в одном звене с вашим другом и постоянным партнером Владимиром Петровым...
- Харламова Тихонов на чемпионат в Швецию не взял, а Петров - великий центр, которому удалось направить задор и удаль молодых Крутова и Макаровав правильное русло. А потом был Кубок Канады, на который Харламова опять не пригласили, а Владимир играл в звене с Ларионовым. После победы Крутов с присущей ему искренностью извинялся: «Это я виноват. Если бы на моем месте играл Харламов, он бы не погиб».
- В конце 80-х вы тренировали форварда Крутова, а на стыке веков уже вместе с ним возглавляли ЦСКА...
- Можно сказать, Харламов благословил Крутова на большие хоккейные дела, а я сделал это на тренерском поприще. Сезон Владимир Евгеньевич мне помогал, а когда я ушел из ЦСКА, встал, как сейчас модно говорить, к штурвалу. И в сложной ситуации сумел сохранить для родной команды место в суперлиге. Жаль, что потом тренер Крутов оказался невостребованным.
P.S. Похороны Владимира Крутова состоятся 8 июня на Новолужинском кладбище в Химках, где в последнее время жила его семья.
| |