Сохранятся ли в городе торговые площадки под открытым небом?
Торговые ряды, лотки, «блошиные рынки» - для многих пермяков и приезжих из области они всегда были неотъемлемой частью городской жизни. Но в последние годы торговые «точки» постепенно перемещаются под крыши новых супермаркетов, перебираются в магазины и павильоны. Почему так происходит и хорошо ли это, в конечном итоге, для малого бизнеса и для покупателей?
Стоит напомнить, что в июне 2009 года Государственной думой РФ были приняты поправки в Закон «О розничных рынках, и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации». Прежний вариант этого закона предусматривал, что с 1 января 2010 года все универсальные рынки должны будут работать исключительно в капитальных строениях, а с 1 января 2012 года - также сельскохозяйственные и кооперативные рынки. Поправками думцы «продлили жизнь» уличной торговле - в качестве антикризисной меры.
Согласно новой редакции закона, «уйти» в капитальные строения универсальные и специализированные несельскохозяйственные рынки должны с 1 января 2013 года. А в Москве, Санкт-Петербурге и региональных столицах с численностью населения свыше 500 тысяч человек (это касается и Перми) - с 1 января 2012-го. Для сельскохозяйственных и сельскохозяйственных кооперативных рынков срок окончательного «перехода под крышу» установлен с 1 января 2015 года.
- Если не принять срочные меры, - сказал, комментируя принятие этого закона, председатель комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству Евгений Фёдоров , - часть рынков закроется, а это повлечёт рост арендной платы за торговое место на оставшихся. В первую очередь пострадают граждане, ведущие крестьянское (фермерское) и личное подсобное хозяйство... В не меньшей степени пострадают и потребители... Закрытие рынков грозит покупателю ростом цен.
Тем не менее через несколько лет уличная торговля всё равно неизбежно уйдёт в прошлое. На Центральном рынке Перми фактически уже не осталось «продуктовых» палаток. Скоро в помещения придётся перейти и продавцам мелкой розницы, одежды, обуви, галантереи...
- Мы не знаем, чего нам ждать дальше, - говорит «уличный» продавец галантерейных товаров Ирина. - Да, слышали, что скоро, согласно закону, нас всех переместят в павильоны. Но наверняка там будет дороже аренда - соответственно, и цены на товары увеличатся. Многие мои знакомые говорят, что не «потянут» более высокую арендную плату.
Впрочем, часть продавцов уверяют, что резкого скачка цен после полного перевода розничной торговли в павильоны не произойдёт, - во всяком случае, на первых порах. Объясняют они это тем, что, хотя стоимость аренды места в крытых помещениях возрастёт, хозяевам бизнеса зато уже не придётся платить за хранение товара на складе, за услуги грузчиков. Словом, есть шанс, что рынок останется рынком - со своими конкурентными преимуществами. В том числе и по ценам. Значит, и актуальность «походов на рынок» для значительной части населения Прикамья сохранится.
А вот куда уйдёт так называемый «блошиный рынок» - торговцы подержанными вещами, у которых тоже есть свой покупатель, - непонятно, разве что сбросятся вдесятером на место в павильоне.
Индекс цен российских потребительских товаров