Дмитрий Мезенцев: «Сейчас создается фундамент деятельности на долгие годы»
«Теперь понимаете, почему я написал прошение об отставке?» - раскрыл наконец тайну скоропалительной смены власти в Иркутской области только что утвержденный Генсек ШОС Дмитрий Мезенцев. О своем новом назначении он рассказал МК сразу после того, как его кандидатура была утверждена главами стран-участниц ШОС.
- Как восприняли известие о своем единогласном утверждении?
- Для меня это громадное доверие, ответственность и обязанность соответствовать тем задачам, которые стоят перед секретариатом ШОС.
- Ваше председательство в Деловом Совете является некоей базой для вашей работы? Или все же руководство секретариатом ШОС - это нечто иное, новое для Вас?
- Ну, конечно, та ответственная должность, которую мне доверили главы государств-ШОС - это совершенно новое для меня. Поэтому я предельно выверенно и корректно буду относиться к наработанному опыту секретариата и, опираясь на предложения и экспертные мнения, совместно с коллегами вести работу. Что касается задач, которые как председатель Делового Совета я обязан выполнять, то эти функции возложены на меня до 31 декабря текущего года. По уставу наш цикл руководства ШОС наступает с 1 января 2013 года. До того времени, безусловно необходимо провести ряд консультаций и встреч с теми людьми, кто много сил отдал становлению секретариата.
- На ваш взгляд, какие первостепенные задачи сейчас стоят перед Шанхайской организацией?
- Во время саммита ярко обозначили, что организация вступает во второе десятилетие своей деятельности. И то, что сегодня главами государств-членов ШОС определены основные направления стратегии развития - очень важно. По сути создается фундамент деятельности на долгие годы. В рамках этой стратегии есть задания для всех подразделений ШОС. Но очевидно имеет будущее и уже подтвердившие свою результативность встречи министров экономического развития стран-участников, министров энергетики, министров культуры. Очень важны так же совместные учения, которые проходят на территории ряда стран ШОС, в ходе которых отрабатываются не только вопросы общей безопасности, но и пресечение наркотрафика.
- На минувшем заседании было принято решение о расширении ШОС и создания условий для вхождения в организацию новых стран-участников, которые сейчас являются наблюдателями. В том числе среди стран-наблюдателей значится и Иран. На ваш взгляд, насколько оправданно сейчас вхождение Ирана в ШОС?
- Сегодня как раз на саммите выступал президент Ахмади Нежад. У него, как у главы страны-наблюдателя есть неотъемлемое право представлять ту точку зрения, которую он считает необходимым донести до руководства стран организации. И я здесь не вижу никаких препятствий к тому, чтобы Иран высказывал свои предложения и обозначал те ициативы, которые считает необходимым.
- Но если Иран станет полноценной страной-участницей ШОС, то на него будет распространяться общая система безопасности.
- На текущий момент приняты только те решения, которые приняты. На заседании решено дать статус наблюдателя Афганистану, к странам-партнерам присоединилась и Турция. Вопрос же об изменении статуса Ирана не обсуждался.
Беседовала Елена Короткова