|
Украинцы стали более пессимистичными покупателями. Согласно данным исследования потребительских настроений, свыше 60% населения считает, что экономическая ситуация в стране ухудшается. Эти настроения еще не сказались на объемах продаж. Но эксперты ожидают смещения спроса в более низкий ценовой сегмент и роста цен в случае, если настроения потребителей не улучшатся.
Вчера Международный центр перспективных исследований опубликовал результаты совместного с компанией GfK Ukraine исследования уровня потребительских настроений в Украине. В частности, в августе наблюдалось рекордное снижение индекса потребительских настроений (ИПН) - на 12,7 процентного пункта (п.п.), до 73,7 (см. график). Стремительное ухудшение потребительских настроений началось в июне, и в течение лета ИПН сократился на 23,4 п.п. «Это означает, что настроения более 60% украинского населения пессимистические»,-- отмечается в отчете.
Индекс потребительских настроений в Украине рассчитывается на основании исследования ориентаций домашних хозяйств. Выборка составляет 1 тыс. респондентов в возрасте от 15 до 59 лет (эта возрастная категория охватывает 61,3% населения Украины). Статистическая погрешность не превышает 3,2%. Максимальное значение индекса и его составляющих - 200 - означает, что все респонденты положительно оценивают экономическую ситуацию в стране.
На резкое снижение уровня потребительских настроений повлияло значительное ухудшение оценок текущего материального положения граждан - на 22 п.п. Из-за этого сократились все показатели индекса: оценка уровня экономической ситуации - на 12,5 п.п., уровня инфляции - на 7,7 п.п. и динамики безработицы - на 8,9 п.п. При этом индекс инфляционных ожиданий достиг исторического максимума и составил 190,2.
Эксперты отмечают, что пессимистические потребительские настроения населения сохранятся до декабря. По словам руководителя программы «Социальная экономика» Международного центра перспективных исследований Максима Бороды, не стоит связывать ухудшение ИПН с реальным падением уровня потребления: «Это не значит, что население уменьшит потребление продуктов питания. Просто потребители будут тратить на них больше средств. Кроме того, розничные сети может ожидать сокращение спроса на другие товары, например одежду или бытовую технику». «Падение индекса значительно не повлияет на сокращение объемов продаж продуктов потребительской корзины. Потребители со средним уровнем дохода могут переориентироваться на товары более дешевых сегментов,-- считает аналитик ИК 'Тройка Диалог Украина' Ирина Пионтковская.-- Однако стоит отметить, что кризис на розничном рынке начался позднее, чем в других отраслях. Поэтому переход настроений потребителей в реальное снижение спроса на продукты может спровоцировать дальнейший неконтролируемый рост цен».
Впрочем, на ухудшение потребительских настроений влияет и оценка политической ситуации, полагает господин Борода. «Помимо роста цен на продукты питания, на падение индекса повлияло разочарование населения действиями власти по улучшению экономической ситуации в стране»,-- отмечает он.
Мария Цатурян
| |