|
Казахстанское международное бюро по правам человека готово направить наблюдателя на судебный процесс по делу об убийстве на погранзаставе «Арканкерген», если он будет открытым.
На вопрос Headline.kz о том, будет ли обнародована достоверная информация и можно ли надеяться на стопроцентно честное следствие и правосудие в деле об инциденте на заставе «Арканкерген», известный правозащитник, Председатель Совета Казахстанского бюро по правам человека Евгений Жовтис ответил следующее:
- Мне трудно сказать, так как информация поступает противоречивая, и общая картина до конца не ясна. Случилась страшная трагедия, погибли люди.
Власть предоставила сейчас информацию, о том, что Владислав Челах виновен в гибели своих сослуживцев как основную версию и привела доказательства, но в этом деле неясны его мотивы. Следствие продолжается.
Рассчитывать ли на объективное расследование и справедливое правосудие? К сожалению, судебная система зачастую для этого не дает предпосылок. К тому же затронуты силовые структуры. Поэтому рассчитывать на полную прозрачность и объективность невозможно.
Родители Владислава Челах, говорят о том, что казахстанские адвокаты отказываются защищать их сына в суде и готовы обратиться в Международный суд ООН?
С одной стороны с учетом того, что пограничные войска относятся к структуре КНБ, дело по данному факту может быть засекреченным, и адвокат, который будет защищать Челаха, должен будет обладать допуском к государственным секретам.
В этом случае трудно рассчитывать на адвоката по своему выбору, так как адвокатов с доступом к госсекретам у нас ограниченное количество, и скорее всего он будет предоставлен Комитетом нацбезопасности.
Я считаю, что власти необходимо по максимуму сделать расследование и суд открытыми, чтобы в обществе не рождались ненужные версии. В лучшем случае для обеих сторон будет суд с участием присяжных заседателей.
Необходимо понять мотивы, побудившие пограничника на это действие. Либо человек был в неадекватном состоянии и у него явные проблемы с психикой. Либо человек невиновен и его принудили оговорить себя. В любом случае ему необходим хороший адвокат.
Что касается Международного суда ООН. В нашем обществе люди ошибочно считают его высшей судебной инстанцией по правам человека. Но Международный суд ООН занимается рассмотрением споров между государствами. Есть Комитет по правам человека ООН, однако рассмотрение дела там может затянуться на несколько лет.
Возможно ли участие в этом деле Казахстанского международного бюро по правам человека?
- У нас нет своих адвокатов, но мы можем дать юридическую консультацию, если к нам обратятся. Также мы можем направить наблюдателя на судебный процесс, если он будет открытым, чтобы в дальнейшем дать свою оценку справедливости и объективности правосудия по данному делу.
| |