|
Новый фильм автора «Волчка»: боль, ярость и мертвые дочери
Посмеялись и хватит. Смех первых дней «Кинотавра» сменили могильные пения - долгие, протяжные, местами переходящие в вой. Такой вышла мистическая драма Василия Сигарева (автор «Волчка» - лучшего фильма «Кинотавра»-2009) «Жить». Хотя герои в ней, вопреки названию, скорее предпочитают умирать.
Василий Сигарев - автор большой энергии, богатого негативного личного опыта и пристального интереса к пограничному состоянию жизни и смерти. Его «Волчок» разбирал на составляющие иррациональную природу кровных связей. Тогда девочка, впервые увидевшая мать в шесть лет, встречает ее - пьяную, грубую, постоянно с кем-то трахающуюся, - так, будто и не было этого расставания.
С детской, всепоглощающей, почти животной любовью. А мать (сильнейшая роль Яны Трояновой, получившей приз за нее на "Кинотавре"), наоборот, как жила, так и продолжила жить - будто ее дочери не существовало вовсе.
Уже в первом фильме Сигарев экспериментировал с формой, за что получил немало упреков в излишней театральности. Но все ужасы главных героев, как и драматический финал строго вытекали из рассказанной истории, оставляя после себя одновременно ощущение полного мрака - и полной ясности.
Фильм «Жить» - три новеллы, соединенные в одно произведение. В каждой из них герои остаются без самого дорого человека: мужа, детей, отца. А дальше, по словам режиссера, начинается настоящая смерть - то, что происходит с живыми после потери близких.
Формально «Жить» по сравнению с "Волчком" - произведение более высокоорганизованное. Но в нем поразительно мало жизни, да и смерть - мертвая. Не пугает, не убеждает и не исцеляет. Только бьет обухом по голове - чередой с садистским упорством растянутых сцен, никак не связанных друг с другом кадров и натурально раскрашенных трупов детей. И уж тут ты, действительно, начинаешь выть вслед за автором и его героями.
Этот вой растет в децибелах ввысь, но ему болезненно не хватает глубины. Нет истории, нет драмы, нет границ художественного произведения - и нет его сердца, мышц и костей. От своих героев, как и от себя, Сигарев оставляет только боль и этот ужас от предчувствия (или последствия) смерти близкого человека. Такой подход к работе хорош для актеров - и они максимально, на грани нервного срыва, вживаются в роль. Яна Троянова с сумасшедшими глазами беззвучно шепчет «мама» в электричке, и это действительно очень сильно - прямой разговор с потусторонним миром. Но режиссер, отпуская в вольный полет свое подсознание, должен либо представить взамен богатый внутренний мир, либо какие-то небывалые по убедительности и красоте образы. JОднако Сигарев не осмысляет действительность, а только ее воспроизводит - сплошным, невыбранным потоком.
С течением фильма появляются яркие эпизоды, но истории по-прежнему нет, и чтобы забрать зрителя в ту же яму, выкопанную под гроб, из которой вещает автор, он снова и снова показывает крупный план мертвых дочерей, усиленный в десять раз восхитительно красивой и (в данном случае) чудовищно нечуткой камерой Алишера Хамидходжаева. Дочери, конечно, не настоящие - это муляжи, над которыми поработал высококлассный гример Павел Горшенин. Делавший, как правильно отметил Сигарев, ту самую посмертную маску Высоцкого для одноименного фильма Петра Буслова. У фильмов нет ничего общего, и пластический грим (действительно, впечатляющий) не работает в обоих случаях по разным причинам, но итог один: вкладывая слишком много труда в то, чтобы создать на экране абсолютную правду, авторы получают сплошную ложь. Чувствуя это, режиссер сознательно уходит в мистику, но вместо того, чтобы подпереть ветхое здание фильма блужданием оживших мертвецов и кошмарами маленького мальчика, окончательно крушит его в прах.
Можно поверить, что от трупа детей, вынесенного из теплого помещения на мороз, идет пар - словно они еще дышат. Можно представить, что сошедшая с ума от такой картины мать пойдет на кладбище откапывать гробы. В жизни (а на экране - тем более) вообще может произойти все что угодно. «Жить» нельзя назвать «чернухой». Он не удался совсем по другим причинам. Кажется, что история, рассказанная Сигаревым, гораздо больше его возможностей и сил. «Жить» - не столько фильм, сколько ночной кошмар. Но не придуманный автором, а идущий изнутри. Расшифровка чужого безумия без попытки его понять. Точнее, неудачная попытка. А между тем, понять его - дело первейшей важности.
Так уж вышло, что сегодня во многом от того, сможет ли режиссер Сигарев обуздать свои страхи, а следом переплавить свою ярость, боль и неоспоримый талант в по-настоящему цельное художественное произведение - зависит судьба целого жанра российского социального кино. Социального по сути, а не по формулировке в заявке на очередные миллионы от государства. Наблюдать за этим процессом временами так же мучительно, как Сигареву и его актерам его осуществлять. Но выхода нет. Всем нам - и зрителям, и режиссерам - надо срочно что-то делать. Потому как дальше так жить - нельзя.
| |