|
Столичные власти всерьез задумались о запрете продажи алкоголя в магазинах жилых домов, однако эта мера может заставить предпринимателей повысить цены на другие продукты питания. Портал «В Москве» попытался разобраться в этой ситуации.
Восьмого июня 1751 года впервые в российском законодательстве появилось слово водка - это был императорский указ, регулирующий производство напитка, который является одним из символов России, наряду с матрешкой, медведем и балалайкой. Сейчас реализацию алкоголя в Москве постепенно ограничивают. Тем горожанам, кто привык покупать продукты, в том числе алкоголь, в магазине на первом этаже своего дома, скорее всего, придется ходить дальше. Столичные власти всерьез задумались о запрете продажи алкоголя в магазинах жилых домов, причем не только крепкого спиртного, но и пива. Однако эта мера, призванная сократить уровень потребления алкоголя в городе, может заставить предпринимателей повысить цены на другие продукты питания. Портал «В Москве» попытался разобраться в этой ситуации.
На длинные дистанции
Власти Москвы все активнее пытаются ограничить продажу алкоголя для горожан и сделать его менее доступным для населения.
С инициативой о запрете продажи алкоголя в магазинах жилых домов выступил мэр Москвы Сергей Собянин. По его мнению, в таких магазинах должны продаваться только необходимые жителям товары. Он поручил найти способ ограничить выдачу разрешений по торговле алкоголем во встроенно-пристроенных помещениях в жилых домах. По мнению столичного градоначальника, в городе достаточно торговых площадей, не расположенных в жилом секторе, где можно купить алкоголь.
При этом, по данным департамента торговли и услуг Москвы, таких торговых объектов всего 35% из общего числа стационарных магазинов в столице. Так, из 5,923 тысячи магазинов 2,648 тысячи объектов (около 45%) расположены в жилых домах, и 1,178 тысячи (около 20%) - во встроенно-пристроенных помещениях.
По мнению заместителя руководителя департамента торговли и услуг столицы Александра Иванова, городские власти имеют право и должны вводить ограничения на продажу товаров, способных нанести вред здоровью человека.
По данным Мосгорстата, по итогам 2011 года в столице от причин, связанных с употреблением алкоголя, умерло почти 3,5 тысячи человек, что составляет 3,1% от всех умерших в Москве за год.
Чиновник уверен, что запрет на продажу алкоголя в магазинах жилых домов ограничит «шаговую доступность» алкоголя и будет способствовать снижению потребления спиртных напитков в городе.
«Может, на пожилых людей это не повлияет, потому что они уже сформировали свое мировоззрение, но на молодых это произведет эффект, а именно их мы и должны ограничить от вредных продуктов», - подчеркнул Иванов.
Бизнесмены сомневаются в успехе
Представители бизнеса, опрошенные порталом «В Москве», с такой позицией и планами по ограничению продажи алкоголя не согласны. Эксперты рынка алкоголя считают, что ограничения для приобретения алкоголя не изменят ситуацию с его потреблением в России.
«Если захотят выпить - найдут, где купить, а запрет на продажу алкоголя в домах вовсе не снизит уровень его потребления. Другое дело, что если мы хотим повлиять на здоровье населения, то тут важен не уровень потребления алкоголя, а качество этого алкоголя», - отметил директор Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя Вадим Дробиз.
Кроме того, предприниматели отмечают, что, согласно международным рейтингам по благоприятным условиям ведения бизнеса, Москва итак находится в конце, опережая лишь африканские страны. И если дальше продолжать вводить запретительные меры, столица рискует в этом плане оказаться позади Африки, опасаются бизнесмены. Они уверены, что создавать подобные неудобства и жителям не стоит.
«Запрет на торговлю алкоголя в доме - это не решение проблемы. Ведь можно пойти и купить в магазине, который стоит во дворе, а не в самом доме. Так что такие ограничения не нужны. Как минимум, для слабоалкогольных напитков - пива и вина», - уверен председатель общественной организации «Деловая Россия» по Москве и Подмосковью Александр Левченко.
Бизнес пострадает?
Предприниматели уверены, что запрет на торговлю алкоголем в магазинчиках на первых этажах будет иметь отрицательные последствия и для продавцов, и для покупателей. По мнению бизнесменов, сами жители рискуют почувствовать это на своем кошельке.
«Алкоголь - это драйвер для торговли, и он позволяет торговать социальными продуктами с нулевой наценкой. Например, я продаю Hennessy ХО или водку с наценкой 40% или 80%, но при этом у меня творог и молоко стоят с нулевой наценкой. Так что если вы хотите, чтобы остались такие продукты, то не нужно ограничивать торговлю алкоголем», - объясняет исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Илья Белоновский.
Как оказалось, вопрос этот неоднозначный. В московском департаменте торговли и услуг прошла дискуссия между бизнесом и столичными властями, в результате решено было создать экспертную группу, которая займется решением этого вопроса.
«Тут нужно учесть и здоровье население и предпринимательские интересы», - подытожил заместитель руководителя департамента торговли и услуг столицы Никита Кузнецов.
Дмитрий ЧЕРНОВ
| |