|
Найденная в кафе на Невском проспекте икона - достаточно редкий иконографический тип - изображение Богоматери без младенца, с книгой в руках. К такому выводу пришли специалисты КГИОП.
Судя по сохранившейся на тыльной стороне щита дате, икону можно датировать 1917 годом. Стилистические особенности иконы, ее колористическое решение говорят о том, что это работа русских мозаичистов. Возможно, она была выполнена в мастерской М.И.Зощенко (отца писателя Михаила Зощенко), известного в начале XX века художника и мозаичиста.
Есть косвенные подтверждения первоначального местонахождения иконы на щипце здания «Дом призрения в память Н. и Е. Брусницыных» по Косой линии, д. 15а, где в 1890-х годах находился приют для малолетних детей и стариков. В приют принимались дети, преимущественно круглые сироты, обоих полов, от 6 до 12 лет, а также потерявшие близких ветераны преклонного возраста. Для детей были организованы школа, больница и учебные мастерские. В центральной части здания, на 3-м этаже, размещалась домовая церковь с хорами.
«По устным свидетельствам, во время войны икону демонтировали, все последующие годы, до конца 1990-х годов она хранилась в подвале здания по Косой линии, д. 15а, обстоятельства ее исчезновения из здания неизвестны. Следующий этап биографии мозаики связан с антикварным магазином на Невском пр., 122, принадлежавшем антиквару Льву Успенскому. В настоящее время данные сведения проверяются и, как только будет установлено первоначальное местонахождение иконы, она будет передана на историческое место», - сообщает пресс-служба КГИОП.
Напомним, что 4 июня на территории кафе «Fasta Pasta» (Невский проспект, 122), была обнаружена большая мозаичная икона, размером 140 на 118 см, с образом Калужской Богоматери. Икона находилась у стены дворового фасада указанного дома. Специалисты КГИОП, выехавшие на место для фиксации находки, установили, что найденная икона выполнена в технике мозаики из полихромной смальты и золотой смальты (канторели), на бетонной подушке. Состояние мозаики удовлетворительное, есть утраты смальты, особенно по золоченому фону. На тыльной стороне щита с мозаикой имеются следы ее демонтажа - элементы крепежа в виде срезанного анкера, незначительно поврежденного коррозией.
| |