|
По данным киностатистики, интерес российского зрителя к отечественным фильмам заметно упал. В прошлом году из 80 картин только пять принесли создателям прибыль. Почему наши зрители не хотят смотреть отечественное кино?
Ответ на этот вопрос за круглым столом искали главные участники кинопроцесса - продюсеры Александр Роднянский и Сэм Клебанов, режиссер Павел Лунгин, кинокритик Андрей Плахов. За беседой кинодеятелей следила корреспондент радио «Вести ФМ» Ольга Подолян.
Подолян: С одной стороны, Россия стала прекрасной площадкой для проката зарубежных фильмов. Голливудские блокбастеры собирают внушительные кассы, звезды первой величины приезжают в Москву презентовать свое кино с завидной регулярностью. С другой стороны, интерес к российскому кино заметно падает.
В тройку лидеров прошлогоднего проката выбились сплошь американские ленты - «Аватар», «Ледниковый период» и «2012». А в целом из 80 наших картин только 5 принесли прибыль - это когда касса больше, чем в 2,5 раза превышает бюджет - создателям: «Каникулы строгого режима», «Любовь в большом городе», «Черная молния», «Лопухи» и «Невеста любой ценой». И это кино массовое, не получившее высокой оценки критики, да и посетители киносайтов не одарили эти ленты высокими оценками. Что же касается так называемого «кино не для всех», авторского, артхаусного, которое привозит фестивальные призы, то показывают у нас его по большому счету в двух-трех кинотеатрах.
Как заставить зрителя смотреть наши фильмы? Ответ на этот вопрос искали те, кто это кино создает. За круглым столом собрались режиссер Павел Лунгин , продюсер и режиссер Сэм Клебанов, продюсер Александр Роднянский, кинокритик Андрей Плахов. Ответов нашли несколько. Во-первых, дело в самом зрителе, основная аудитория кинотеатров - 85% зрителей - моложе 30 лет. Сегодняшнего зрителя можно даже назвать инфантильным, говорит Андрей Плахов .
Плахов: Киноаудитория молодеет, она инфантильна, и все это влияет на судьбу авторского кино.
Подолян: И эти молодые зрители до 30 лет в кино приходят, чтобы расслабиться, еще и с ведром поп-корна. А под артхаус он хрустит не так хорошо, как под блокбастер. Это во-первых. Во-вторых, дело еще и в самом авторском российском кино, которое способно заморить публику. У нас не снимают драмити - драму с элементами комедии, например, в стиле Вуди Аллена, считает Сэм Клебанов.
Клебанов: К сожалению, российский артхаус по большей своей части повернут спиной к зрителю. Российскому авторскому кино хронически не хватает чувства юмора.
Подолян: Но это кино авторское. Многим массовым фильмам, особенно комедиям, по мнению Павла Лунгина, не хватает вкуса и профессионализма. С блокбастерами тоже проблема, говорит Александр Роднянский. Голливуд смог так высоко поднять планку, что дотянуться до нее, снять конкурентоспособный с голливудским фильм очень сложно.
Роднянский: Мы сталкиваемся с тем, что мы не умеем - для этого нужна постоянная работа, в это время огромная индустрия подняла планку входа, чтобы снять кино, надо 35-40 миллионов долларов, чтобы конкурировать с американцами, и единственный рынок, который возвращает бюджеты - это американский.
Подолян: Этому способствует и огромное количество кинотеатров в Америке, и привычка ходить в кино - В России продается почти в 10 раз меньше кинобилетов, чем в Штатах. Да и плюс ко всему, если голливудский фильм не собрал кассу внутри страны, он может заработать в мировом прокате. И к этому российскому кино тоже надо стремиться, уверены кинодеятели. Открывать новые залы и снимать картины, которые могут быть успешны за рубежом. Кроме того, все сошлись во мнении, что привлечь в кинотеатр зрителя может и доступная цена на билеты. Павел Лунгин, например, сильно удивился, когда за два билета на вечерний сеанс заплатил 800 рублей. Еще и поэтому те, кто с радостью пошел бы смотреть кино на большом экране, вынуждены скачивать его в Интернете.
| |